Санкт-Петербург, Мариинский-2

Лючия ди Ламмермур


опера Гаэтано Доницетти

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
Третий концерт 34-го абонемента

Исполнители

Лючия – Альбина Шагимуратова
Сэр Эдгар Равенсвуд – Евгений Акимов
Лорд Генри Эштон – Владислав Сулимский
Раймонд Бидебенд – Владимир Феляуэр

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Гаэтано Доницетти
Либретто Сальваторе Каммарано по роману Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста»

Ответственный концертмейстер – Илона Янсонс
Хормейстеры: Константин Рылов, Павел Теплов

Краткое содержание

Часть первая. «Расставание»
Действие первое
Сцена первая. Начальник стражи Норман приказывает своим людям осмотреть окрестности: недавно здесь снова видели таинственного незнакомца. Лорд Генри Эштон признаётся Раймонду Байдбенду, духовнику и наставнику его сестры Лючии, что благополучие семьи под угрозой: Эдгар Рейвенсвуд, сын прежнего владельца замка, может вернуть себе собственность и политическое влияние, если Лючия не поправит положение дел выгодным замужеством. Однако та, похоже, не намерена на него соглашаться. Раймонд полагает, что Лючия все еще скорбит о скончавшейся матери, но Норман рассказывает, что девушка влюблена в незнакомца, который недавно спас ее от разъяренного быка, и тайно встречается с ним. Вернувшиеся стражники сообщают имя незнакомца: Эдгар Рейвенсвуд. Генри в ярости.

Сцена вторая. В сопровождении своей служанки Алисы Лючия приходит на тайное свидание с Эдгаром к заброшенному фонтану. Это место страшит ее тем, что здесь бродит призрак жены одного из Рейвенсвудов, убитой мужем из ревности. Недавно призрак явился Лючии и позвал ее за собой. Когда видение исчезло, вода в фонтане обагрилась кровью.
Появляется Эдгар. Он говорит, что покидает Шотландию и отправляется с политическим поручением во Францию. Перед тем юноша намерен просить у Генри руки возлюбленной, однако Лючия в страхе умоляет сохранить их любовь в тайне. Эдгар говорит о своей глубокой обиде на Эштонов и рассказывает, что когда-то поклялся навеки быть их врагом. Но после встречи с Лючией его сердце заполнило совсем иное чувство. Молодые люди дают клятву верности друг другу и обмениваются кольцами.

Часть вторая. «Брачный контракт»
Действие второе
Сцена первая. Гости съезжаются на свадьбу Лючии с лордом Артуром Бакло. Генри все еще опасается, что сестра откажет жениху. Норман успокаивает его: все письма Эдгара к Лючии перехвачены и приготовлено подложное письмо, в котором Эдгар якобы сообщает ей о своей новой страсти. Увидев сестру, Генри упрекает ее за печальный вид в день свадьбы. Девушка отвечает, что причина грусти – его жестокость. Брат уговаривает ее забыть преступную любовь и вручает подложное письмо. Лючия потрясена: все ее слезы, тоска, надежда – ради неверного! Уговоры Раймонда довершают дело, и Лючия в конце концов сдается.

Сцена вторая. Гости приветствуют сэра Артура Бакло. Он заверяет Генри в своей дружбе и обещает поддержку, однако осведомляется, правдивы ли дошедшие до него слухи, что к его невесте проявляет интерес Эдгар Рейвенсвуд. В этот момент появляется Лючия.
Девушку насильно подводят к столу, где лежит брачный контракт. Снаружи доносится шум: в зал врывается Эдгар, только что вернувшийся из Франции. Противники обнажают мечи, Лючия падает в обморок. Раймонд пытается восстановить спокойствие и показывает Эдгару брачный контракт. Лючия признаётся, что подпись под контрактом – ее, тогда Эдгар в ярости возвращает ей кольцо, требуя назад свое.

Действие третье
Сцена первая. Во время страшной грозы к Эдгару в башню Вулфкрэг приходит Генри. Он вызывает Эдгара на дуэль. Противники договариваются встретиться утром на фамильном кладбище Рейвенсвудов.

Сцена вторая. Праздник в замке продолжается, но вскоре его прерывает Раймонд, сообщая ужасную весть: Лючия лишилась рассудка и заколола своего мужа. Входит Лючия в ночной рубашке, которая обагрена кровью. Ей кажется, что она снова ждет свидания с Эдгаром, но радость сменяется ужасом: ей чудится призрак. Девушка умоляет Эдгара спрятаться и ведет его к алтарю, усыпанному розами. Лючии видится обряд венчания, только жених не Артур, а Эдгар. Она падает без чувств.

Сцена третья. Эдгар приходит на кладбище , где должен состояться его поединок с Генри. Жизнь без любимой ему не нужна, он жаждет быть убитым. Процессия из замка приносит ему печальные вести: Лючия потеряла рассудок и умирает. Удары колокола возвещают ее кончину. Эдгар лишает себя жизни.

О концерте

К премьере своей сорок седьмой оперы, «Лючия ди Ламмермур», 37-летний Гаэтано Доницетти подошел, не переставая без устали работать. Росло его признание в Италии, ширилась международная слава. Великий Россини который год молчал. Верди еще только готовился к дебюту. Беллини по стечению обстоятельств скончался за три дня до премьеры «Лючии». Доницетти предстояло несколько лет единолично царить в итальянской опере.

Сюжет «Лючии» заимствован из «Ламмермурской невесты» Вальтера Скотта (1819). Вся Европа зачитывалась тогда романами шотландского писателя, десятки переводчиков трудились ради тех, кто еще не был готов знакомиться с его книгами на мало кому тогда известном английском языке. Сегодня романы Вальтера Скотта читают реже и без лихорадочного стремления поскорее познакомиться с модной новинкой. Но очарование шотландской романтики выдержало испытание временем. И совсем не устарела мелодика «Лючии» — одно из высших достижений романтического бельканто, к которому Доницетти пришел за годы нелегкого соперничества с Беллини.

«Лючия» — настоящая романтическая мелодрама. Эмоции целиком поглощают и героев, и слушателей. В «Тоске» Пуччини погибают все главные герои, но предсмертной арии удостоен только Каварадосси. В «Лючии» же две гениальные предсмертные арии. Ламмермурская невеста наделена сценой сумасшествия, которая полвека спустя получит продолжение в финальной арии Марфы из «Царской невесты». А заключительная ария Эдгара, которую он поет в ожидании дуэли с баритоном, станет далеким прообразом предсмертной арии Ленского в «Евгении Онегине». Наилучший рецепт успеха для оперы — побольше хорошей музыки, так чтобы каждый номер оказался шедевром. Безусловных шедевров в «Лючии ди Ламмермур» немало. Это каватина из первого действия (Regnava nel silenzio), в которой Лючия рассказывает о явлении призрака. Затем ее головокружительный дуэт с Эдгаром, где Доницетти запрятал в партию тенора устрашающе высокий, почти не существующий в природе верхний ми-бемоль. В этом дуэте оба, прощаясь, клянутся вечно помнить друг друга (Verranno a te sull’aura). После грандиозного секстета, завершающего второе действие, композитору, казалось бы, оставалось в изнеможении отложить перо и подумать об отдыхе. Но вдохновение Доницетти вело его дальше, к свершениям третьего действия. Всю оперу он сочинил за шесть недель. Несмотря на такую скорость, каждый элемент партитуры продуман, а каждая сцена главной героини отделана с огромной любовью.

Лючии не только принадлежит лучшая ария — ей отданы лучшие краски оркестра. Ее первое появление сопровождает романтическая арфа. В следующих сценах арфу сменяет жалобный гобой. В сцене сумасшествия Доницетти мечтал о призрачных звуках стеклянной гармоники. Увы, исполнитель на этом редкостном инструменте рассорился с администрацией театра Сан-Карло, и гармонику пришлось заменить флейтой. Наконец, в последний путь героиню провожают удары колокола.

Современники ругали Доницетти за слишком громкое звучание оркестра с таким запалом, будто имели в виду молодого Вагнера. Будущее показало, что он скорее заслуживает похвалы за редкое сочетание темперамента и чувства меры. Анна Булычёва


Продолжительность концерта 2 часа 55 минут
Концерт идет с двумя антрактами


6 декабря 2015
17 января 2016
6 февраля 2016
Лючия ди Ламмермур
3 марта 2016
14 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)