Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Сергея Крылова (скрипка)


Биография Сергея Крылова


В ПРОГРАММЕ:
Эжен Изаи
Соната для скрипки соло ля минор, соч. 27 № 2 («Наваждение»)

Иоганн Себастьян Бах
Чакона из Партиты для скрипки соло № 2 ре минор, BWV 1004

Лучано Берио
Секвенция VIII для скрипки соло

Никколо Паганини
12 каприсов для скрипки соло, соч. 1: №№ 1, 9, 2, 19, 22, 16, 14, 23,  20, 17, 10, 24


Три сонаты и три партиты, сочиненные Иоганном Себастьяном Бахом не позднее 1720 года в Кётене, дали мощный толчок к развитию музыки для скрипки без сопровождения. Подобные опыты незадолго до Баха делали Антонио Вивальди, Иоганн Георг Пизендель и другие музыканты, но именно его пример вдохновил многих композиторов вплоть до Бартока на создание новых сочинений для скрипки соло.
Бах любил поручать задачи, для которых обычно требовался целый коллектив, одному солисту. Ему принадлежат Итальянский концерт для одного клавира (без оркестра!) и трио-сонаты для одного органа (без ансамбля инструментов!). Перед скрипачом Бах также поставил задачи невероятной трудности: недаром переложениями сонат и партит для других инструментов занимались такие корифеи, как Шуман, Мендельсон и Бузони, да и сам Бах обработал несколько пьес для других составов. Знаменитая Чакона – последняя часть Партиты № 2, следующая после аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, – пользуется огромной известностью с самого начала «баховского ренессанса» в XIX веке. Прообразом этой масштабной пьесы были немецкие композиции для органа либо французские для оркестра.
Шесть сонат для скрипки соло Эжена Изаи появились в 1924 году. Каждая посвящена одному из скрипачей, его современников, а королева Бельгии Елизавета, которую Изаи долгое время обучал искусству скрипичной игры, получила в подарок первые десять экземпляров тиража. Сонаты Изаи – отчетливо «баховские», особенно соната № 2 («Наваждение»), посвященная Жаку Тибо. Открывается она темой прелюдии из Партиты № 3, и в первой части то и дело «всплывают» фрагменты из Баха. Но одержим герой сонаты вовсе не германским гением, а средневековой секвенцией Dies irae, которая появляется уже в первой части. Вторая часть – трогательная сицилиана под названием «Меланхолия» – завершается свободной постлюдией, тоже на тему Dies irae. Изящный «Танец теней» построен на той же теме, и она же возвращается в финальном «Танце фурий».
24 каприса для скрипки соло соч. 1 Никколо Паганини никак не связаны с традициями Баха. По сути, это этюды на различные виды скрипичной техники. Когда Джованни Рикорди – скрипач, основоположник прославленного миланского издательства – наконец-то издал их в 1820 году с посвящением «всем артистам», они были признаны неисполнимыми. Но сегодня без них немыслим репертуар скрипачей, а художественные достоинства поставили каприсы Паганини в один ряд с написанными позднее концертными этюдами Листа.
Четырнадцать секвенций Лучано Берио для различных струнных и духовых инструментов соло, среди которых оказался человеческий голос, появились между 1958-м и 2002 годами. Некоторые из этих виртуозных пьес оказались так востребованы исполнителями, что были переложены для других инструментов или для исполнения с оркестром (например Секвенция VIII превратилась в «Хорал на Секвенцию VIII» для скрипки, двух валторн и струнных). При желании их тоже можно трактовать как этюды на новейшие виды техники.
Выбор названия, означающего «ряд, последовательность», Берио объяснил тем, что каждая его секвенция построена как последовательность «гармонических полей», из которых вырастают прочие музыкальные средства. Секвенция VIII (1976) была написана для скрипача Карло Кьяраппы. «Гармонические поля» в ней довольно традиционны, поскольку, сочиняя, Берио думал о скрипке как об инструменте с самой богатой историей и вспоминал Вторую партиту Баха.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход