Санкт-Петербург, Концертный зал

Вебер. Моцарт. Мендельсон


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Родион Толмачёв (фагот)
Петр Лаул (фортепиано)
Камерный оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Карл Мария фон Вебер
Концерт для фагота с оркестром фа мажор, соч. 75

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, KV 466

Феликс Мендельсон
Симфония № 3 ля минор («Шотландская»), соч. 56


Карл Мария фон Вебер был среди пионеров новой романтической оркестровки и нового отношения к духовым инструментам, а его обращение с фаготами Глинка в «Записках об инструментовке» назвал наилучшим. Единственный Концерт для фагота с оркестром был написан Вебером в конце ноября 1811 года в Мюнхене «для синьора Брандта» (Георга Фридриха Брандта). В это время композитор носил почетный титул «королевского придворного интенданта музыки», полученный им от герцога Вюртембергского, но вел вольную жизнь странствующего артиста. В 1822 году он несколько переработал концерт для издания (главным образом расширил оркестровые ритурнели в первой части).
Классический концерт у Вебера композиционно становится чуть проще, но наполняется новыми интонациями. Первая часть открывается маршем, однако этот марш отмечен романтическим беспокойством и неожиданными омрачениями. Во второй части фаготу подарены изумительная кантилена, волшебный ансамбль с двумя валторнами и – под занавес – превосходное соло. Финальное рондо с его мягким юмором написано в тогдашнем «блестящем» стиле. Оно отличается неимоверным количеством быстрых пассажей и широких скачков, показывающих огромный диапазон инструмента, который у Вебера был нисколько не ýже, чем у Стравинского.


Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов Моцарта. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья – финал Симфонии № 40.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. На публике он очень любил играть партию клавира, одновременно дирижируя. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпанирующего инструмента (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в солирующий. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он утверждает: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».


«Шотландская» симфония Феликса Мендельсона, посвященная королеве Виктории, была завершена в 1841 году и в 1842-м впервые исполнена в Лейпциге и Лондоне. Задумана она была еще в 1829 году во время поездки композитора по Шотландии. Шотландия для романтика – это поэмы легендарного кельтского барда Оссиана и романы Вальтера Скотта. Сумрачный «оссиановский» колорит воплощен в первой части, которая открывается звучанием духовых и альтов, в то время как скрипки вступают далеко не сразу. Скерцо напоминает о состязании волынщиков в Эдинбурге, на котором Мендельсон некогда присутствовал. Медленную третью часть обычно связывают с образом Марии Стюарт, чью темницу тогда обязательно показывали туристам. Четвертую часть Мендельсон предполагал назвать Allegro guerriero, подчеркнув ее воинственность (видимо, как одну из сторон шотландского характера). Все части симфонии исполняются без перерыва, что является новацией, одновременно введенной Мендельсоном и Шуманом. Может быть, королева Виктория предпочла бы получить от любимого композитора «Английскую» симфонию, но «Шотландская» достойно увенчала его симфоническое творчество.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход