Санкт-Петербург, Концертный зал

Струнный квартет «Атриум» исполняет Мендельсона


Квартет «Атриум» в составе:
Алексей Науменко (скрипка)
Антон Ильюнин (скрипка)
Дмитрий Питулько (альт)
Анна Горелова (виолончель)


В ПРОГРАММЕ:
Феликс Мендельсон
Струнный квартет № 2 ля минор, соч. 13
Струнный квартет № 1 ми-бемоль мажор, соч. 12
Струнный квартет № 4 ми минор, соч. 44 № 2


Феликс Мендельсон готовился к созданию струнных квартетов с детства. 12-летним мальчиком он уже сочинял для квартета фуги, а в 14 лет впервые попробовал себя в сложнейшем из классических жанров, но печатать эту работу не стал. Первый из шести своих «взрослых» квартетов Мендельсон закончил 26 октября 1827 года, когда ему было 18. Квартет этот ныне известен как Второй: нумерация соответствует порядку издания произведений. («Атриум» исполняет шесть квартетов в той последовательности, в которой они были написаны Мендельсоном.)
Квартет соч. 13, строго говоря, написан в ля миноре. В ля мажоре звучит только медленное вступление к первой части, которое, будто волшебное видение, возвращается в самом конце финала, чтобы истаять и рассеяться. В этом вступлении звучит мотив вопроса, открывающий написанную Мендельсоном в том же 1827 году песню «Вопрос» («Правда ли?» соч. 9 № 1). Квартет поражает сочетанием мастерства и вдохновения. Он требует от исполнителей совершенной виртуозности: фактура так прозрачна, так ювелирно отделана, что каждая нота на виду. Даже «ученая» полифоническая техника, которую Мендельсон активно применяет, не утяжеляет эту невесомую, воздушную, мечтательную музыку. Смятенную первую часть сменяет по-бетховенски благородное Adagio non lento. Традиционное скерцо Мендельсон заменяет романтическим Интермеццо, но в финале вновь обращается к чисто бетховенскому приему, поручая первой скрипке драматический речитатив.

В Квартете соч. 12, завершенном 14 сентября 1829 года, – те же красота и благородство чувств, возвышенность идей и гармония пропорций. Эта музыка словно доносит дух Иоганна Вольфганга Гёте, с которым юный Мендельсон часто общался. Вместо скерцо Мендельсон вновь предлагает нечто новое, на сей раз – прелестную Канцонетту («песенку»), напоминающую его знаменитые «Песни без слов», к которым композитор как раз тогда обратился. Медленная часть вновь бетховенская, а финал – стремительная сальтарелла.

Восемь лет прошло, прежде чем Мендельсон вернулся к струнным квартетам. Для композитора, работавшего столь интенсивно, это очень большой срок. Законченный 18 июня 1837 года Квартет соч. 44 № 2 представляет нам совершенно другого Мендельсона. Его больше не привлекают эксперименты, связанные с введением необычных частей, песенных тем или скрипичных речитативов. Присущая Мендельсону живость темпов сохраняется, но теперь темп выдерживается на протяжении каждой части без изменений. Квартет ми минор строже, классичнее по структуре, чем предыдущие два, однако в его музыке не меньше энергии, которая теперь сконцентрирована до предела. В страстной первой части – целый океан чувств, скерцо выделяется оригинальным ритмическим рисунком, третья часть в своей простоте абсолютно идиллична, а в финале бушует стихия.
Анна Булычёва


«Атриум» – один из ведущих струнных квартетов мировой музыкальной сцены. Харизматичность музыкантов, великолепный ансамбль и яркие интерпретации шедевров мировой классики были оценены по достоинству критиками и ценителями квартетного искусства во всем мире.
«Атриум» стал первым квартетом России, который добился победы сразу на двух крупнейших международных конкурсах. В 2003 году коллектив получил I премию и Приз слушательских симпатий на IX Международном конкурсе квартетов в  Лондоне. В июле 2007 года жюри V Международного конкурса струнных квартетов во французском Бордо единодушно присудило «Атриуму» Гран-при и Приз банка Societe Generale.
«Атриум» был основан в 2000 году студентами Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, обучавшимися в классе профессора Иосифа Левинзона, виолончелиста прославленного Квартета им. С.И. Танеева. В последующие годы «Атриум» принимал участие в мастер-классах музыкантов Квартета им. А. Берга, Вермеер-квартета и Данель-квартета. Коллектив был главным приглашенным квартетом Нидерландской академии струнных квартетов, где его участники стажировались под руководством Стефана Метца. Музыканты квартета окончили аспирантуру Высшей школы музыки им. Ханса Эйслера в Берлине у профессора Эберхарда Фельтца.
Важными этапами в становлении квартета стали также и победы на международных конкурсах в Москве, Кремоне и Веймаре в 2001-м и 2002 годах. Победы на конкурсах открыли квартету дорогу в лучшие концертные залы, среди которых амстердамский Концертгебау, лондонские Вигмор-холл и Королевский Фестиваль-холл, Зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Дворец музыки в Барселоне, брюссельский Bozar, Филармония на Эльбе в Гамбурге и многие другие.
Квартет «Атриум» выступает на многих музыкальных фестивалях, среди которых Бетховенский фестиваль в Бонне, фестивали Durance Luberon во Франции, Orlando и «Фестиваль каналов» в Нидерландах, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивали в Шветцингене, Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге – Передней Померании, Бад-Киссингене, Экс-ан-Провансе, Кольмаре, Орландо, Кухмо, Давосе и Люцерне.
География выступлений квартета обширна. Музыканты выступали с концертами в Австрии, Австралии, Албании, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Исландии, Канаде, Нидерландах, Польше, России, США, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии и Японии.
Среди ангажементов квартета на сезон 2013–2014 годов – гастроли и мастер-классы в США, Японии, Великобритании, Франции, концерты в Мюнхене, Берлине, Амстердаме и Токио.
Дискография ансамбля включает записи квартетов Моцарта, Шостаковича и Чайковского, Бетховена, выпущенные на лейблах EMI Classics, Zig-Zag Territoires и RCM. Эти записи были названы «Дисками месяца» по версии авторитетных музыкальных журналов Gramophone и Luister.
Музыканты также записали четыре квартета современного испанского композитора Хорди Сервелло. Последнее сочинение композитора для струнного квартета Sant Petersbourg (2011) мастер посвятил музыкантам «Атриума». В планах коллектива – запись нескольких новых альбомов с произведениями Аренского, Чайковского, Бородина, Григория Фрида и завершение записи цикла квартетов Шостаковича.
В 2013 году «Атриум» впервые в истории камерной музыки представил публике уникальную возможность услышать все пятнадцать квартетов Шостаковича в течение одного дня. Эти концерты уже смогли оценить слушатели в России, Исландии, Франции и Японии. В следующем сезоне квартет продолжит исполнение цикла в Германии, Нидерландах и США. В сезоне 2014–2015 годов коллектив планирует отметить 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского программой, также представленной в формате марафона, где будут исполнены все камерные произведения великого русского композитора. Первый мини-фестиваль музыки Чайковского состоится в Берлине в 2015 году. Наряду с русской музыкой репертуар ансамбля включает в себя циклы квартетов Мендельсона и Бетховена.
В настоящее время участники квартета живут и работают в Берлине. Музыканты играют на инструментах итальянских мастеров: скрипках работы Паоло Кастелло (1770 и 1773), альте Лоренцо Каркасси (1775) и виолончели Джованни Батисты Черути (1798).

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход