Санкт-Петербург, Концертный зал

Янин Янсен (скрипка) и Итамар Голан (фортепиано)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Янин Янсен (скрипка)
Партия фортепиано – Итамар Голан


В ПРОГРАММЕ:
Леош Яначек
Соната для скрипки и фортепиано, JW 7/7

Франц Шуберт
Фантазия до мажор для скрипки и фортепиано, D 934

Эрнест Шоссон
Поэма для скрипки и фортепиано, соч. 25

Морис Равель
Соната для скрипки и фортепиано № 2 соль мажор


Соната для скрипки и фортепиано – одно из немногих камерных сочинений Леоша Яначека, которое уцелело несмотря на беспримерную строгость композитора к самому себе. Еще в 1880 году Яначек написал две скрипичные сонаты, и обе они до нас не дошли. Над этой же сонатой композитор начал работать в 1914 году, но долго, вплоть до 1922 года, не выпускал ее из рук, внося все новые изменения. Неудивительно – ведь это одно из самых оригинальных, причудливых и очень личных произведений чешского мастера, который временами говорит здесь почти авангардным языком.
Наиболее традиционная часть сонаты – вторая, умиротворенная лирическая Баллада, неожиданно воспаряющая к экстатической кульминации. В напоминающей рапсодию первой части (Con moto), скерцо (Allegretto) и медленном финале (Adagio) причудливо сочетаются достойный импрессионистов колорит, романтическая страстность и фольклорные мотивы (Яначек был «полевым» фольклористом, собравшим тысячи народных мелодий). Музыка этих частей пронизана тревожными, нервными мотивами, звучащими то у скрипки, то у фортепиано – ведь замысел сонаты сложился в самом начале Первой мировой войны.
Анна Булычёва

Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор Франца Шуберта была создана в расчете на молодого виртуоза-скрипача Йозефа Славика, которого современники называли «богемским Паганини». Несмотря на яркость музыки, премьера этого сочинения, состоявшаяся в начале 1828 года, не имела большого успеха у публики и критики. В действительности свободная трактовка композиции, части которой следуют друг за другом без перерыва, предвосхищала поэмную форму Листа и оказалась непривычна и сложна для большей части аудитории. Однако со временем произведение была оценено по достоинству, и сейчас можно только удивляться тому, что его воспринимали как непонятное нагромождение звуков.
Первая часть Фантазии состоит из двух разделов: медленного (играющего роль вступления) и быстрого танцевального, в венгерском духе, что снова заставляет вспомнить Листа, но уже в связи с его рапсодиями. Однако вступительный раздел – характерно «шубертовский», основанный на протяжной песенной мелодии. Для второй части, написанной в форме вариаций, композитор использовал тему своей песни «Привет» (на слова Рюккерта), обнаруживающую большое сходство с «турецким рондо» первой части знаменитой ля-мажорной сонаты Моцарта. Затем первая часть повторяется в измененном виде, мимолетно – словно воспоминание – проходит тема второй, и праздничное завершение Фантазии достигает подлинно симфонического звучания.

Поэма для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона (1896) появилась по просьбе его друга Эжена Изаи, мечтавшего о скрипичном концерте. Шоссон уже был автором концерта для скрипки, фортепиано и струнного квартета, но концерт с оркестром писать отказался. Вместо этого Изаи получил нечто, не имевшее прецедентов – поэму без названия. Композиторы-романтики, сочиняя произведения с поэтической программой, всегда давали ей имя, сам Шоссон создал симфоническую поэму «Вивиана» и «Поэму любви и моря» для голоса с оркестром, но здесь пошел иным путем.
К началу работы над новым сочинением Шоссон успел открыть для себя русскую литературу. Его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из фантастической повести Тургенева, поэтому произведение для Изаи он сначала назвал по-тургеневски – «Песнь торжествующей любви: симфоническая поэма для скрипки с оркестром», – а затем решил скрыть программу.
В музыке поэмы обычно видят свойственную Шоссону меланхолию, хотя в ней гораздо больше томления, недаром в первых тактах слышатся отзвуки вагнеровского «Тристана». Красочная гармония и великолепная оркестровка достойны ученика Франка и Массне. Свободная форма поэмы, видимо, тайно следует перипетиям тургеневского сюжета.
Анна Булычёва

Соната для скрипки и фортепиано соль мажор № 2 Мориса Равеля опирается на традиции трехчастной сонаты XVIII века, в которой крайние подвижные части (более быстрая – последняя) обрамляют инструментальную арию, но в то же время нарушает эти традиции по продуманному композитором плану. Подчеркнутая независимость скрипичной и фортепианной партий (вплоть до записи их в разных тональностях) превращает партнеров по ансамблю в соперников-конкурентов.
Лирика первой части – образец равелевского изящества и тонкости письма. Это музыка «новой простоты», в которой нет ничего лишнего. В движение чистых и ясных мелодических линий лишь иногда вторгаются гротескные реплики фортепиано, на мгновения разряжающие строгость атмосферы. Вторая часть – впервые введенный в камерную музыку блюз. Равель никогда не упускал случая послушать хороший джаз и прекрасно изучил особенности этого жанра. Влияние стиля джазовой импровизации проявляется и в многочисленных характерных «оркестровых» эффектах «блюза» – интонационных скольжениях, присущих манере негритянских скрипачей, имитации специфических приемов игры на трубе, саксофоне, тромбонах. Завершающую Сонату часть – Perpetuum mobile – сопровождает предписание композитора играть «как можно быстрее». Главенство виртуозной скрипичной партии приближает ее к концертному финалу и еще раз подтверждает тот факт, что классическая схема у Равеля полна неожиданностей.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход