Санкт-Петербург, Мариинский-2

Моцарт. Яначек. Шуман. Стравинский


Концерт памяти Ричарда Колбурна

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Млада Худолей (сопрано)
Юлия Маточкина (меццо-сопрано)
Михаил Векуа (тенор)
Владимир Феляуэр (бас)
Марио Брунелло (виолончель)

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев

«Сюрпризы фестиваля»: Аида Гарифуллина исполнит каватину Нормы (Casta Diva) из оперы Винченцо Беллини «Норма»


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
«Маленькая ночная серенада» соль мажор, KV 525

Леош Яначек
Глаголическая месса для солистов, двойного хора, органа и оркестра, JW 3/9

Роберт Шуман
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 129

Игорь Стравинский
Сюита из балета «Жар-птица»


В истории чешской музыки ХХ века Леошу Яначеку принадлежит такое же почетное место, как и его великим предшественникам ХIX века – Сметане и Дворжаку. Среди опер, вокальных и хоровых циклов, симфонических и камерных инструментальных произведений особое место занимают сочинения, навеянные русской литературой, – оперы «Катя Кабанова» (по Островскому), «Из мертвого дома» (по Достоевскому), симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» (по Гоголю)… Через всю жизнь композитор пронес мечту о великой будущности общеславянской музыкальной культуры.
Ранние наброски «Глаголической мессы» (называемой также «Славянской мессой») относятся к 1907 году. Вернувшись к замыслу через двадцать лет, композитор завершил партитуру. Первое исполнение «Глаголической мессы» прошло в Брно 5 декабря 1927 года.
Так называемый глаголический обряд, отличающийся использованием церковно-славянского языка вместо латыни, распространен среди католиков в некоторых областях Хорватии и Чехии. Богослужебная музыка глаголического обряда соединяет славянский фольклор с традиционным григорианским пением. Но месса Яначека не предназначена для церковной литургии. Композитор освободил музыку мессы от строгого и мрачного монастырского колорита. «Я хотел выразить истинную сущность народа не на религиозной, а на прочной нравственной основе, призвав Бога в свидетели», – писал Яначек.
«Глаголическая месса» исполнена света и ликования перед лицом Природы, перед величием Человека. Яначек говорил, что стены его храма – это гигантские горы, купол – небеса, свечи – высокие пихты, на верхушках которых загораются звезды, ковер – трава, зелень лугов, а кадильный дым – лесной аромат. Четыре инструментальных раздела обрамляют пять вокально-оркестровых частей мессы, в которых композитор использует традиционные тексты католической мессы в переводе на чешский язык.
Иосиф Райскин

В 1850 году Роберт Шуман стал музыкальным директором Дюссельдорфа. 24 октября он продирижировал первым абонементным концертом местного Музыкального союза и в тот же день закончил эскиз Концерта для виолончели с оркестром. Концерт был впервые исполнен десять лет спустя, уже после смерти Шумана. Сам композитор назвал его несколько иначе – «концертштюк», подчеркнув, что это произведение одночастное и виртуозное.
Действительно, три части концерта исполняются без перерыва, образуя огромный монолог виолончели, в котором лаконичные оркестровые tutti словно бы расставляют знаки препинания.
Концерт Шумана – квинтэссенция романтического образа инструмента. Партия виолончели требует идеального «пения» на инструменте, безупречно красивого звука и окрашена в элегические оттенки. Оркестрован концерт очень мягко. Лиризм музыки Шумана, особенно в первой части, иногда напоминает будущие страницы Чайковского, переход ко второй части – «Сцену письма» из оперы «Евгений Онегин».
Хотя сам Шуман высказывался против виртуозности как самоцели, виолончельный концерт ее отнюдь не лишен: есть и пассажи в первой части, и певучие двойные ноты во второй. Однако каденция в финале концерта многим солистам кажется слишком скромной, и они расширяют ее в несколько раз.
Анна Булычева

Спектакль «Жар-птица» дягилевского Русского балета 25 июня 1910 года на сцене парижской Гранд-опера имел сенсационный успех. Создававшаяся в тесном содружестве с хореографом Михаилом Фокиным и художником Александром Головиным при участии замечательных артистов балета «Жар-птица» была, по словам парижского критика, «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами». Вскоре после премьеры балета Стравинский составил из «Жар-птицы» оркестровую сюиту (1911), побуждаемый к этому не только успехом музыки, но и заботой о ее более совершенном исполнении в условиях концертного зала. В 1919 году появилась новая сюита, в которой композитор отказался от большого состава оркестра, использованного в балетной партитуре. Четверть века спустя, в 1945 году, Стравинский заново отредактировал инструментовку сюиты. В редакции 1919 года сюита включает следующие эпизоды: Вступление, «Танец Жар-птицы», «Хоровод царевен», «Поганый пляс Кащеева царства», «Колыбельную» и Финал.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход