Санкт-Петербург, Концертный зал

Камерные оркестры Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Родион Толмачёв (фагот)
Камерный струнный оркестр Мариинского театра
Михаил Блехер (чембало)
Константин Щеников (теорба)
Ансамбль духовых инструментов оркестра Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Антонио Вивальди
Концерты для фагота, струнных и чембало ля минор RV 497, ре минор RV 481, ми минор RV 484

Вольфганг Амадей Моцарт
Серенада для духовых си-бемоль мажор, KV 361 ("Gran Partita")


Антонио Вивальди принадлежат 37 концертов для фагота, струнных и клавесина, еще два он не окончил. Таким образом, среди инструментов, которым посвящал свои произведения «рыжий аббат», фагот занимает второе место после скрипки, безоговорочно лидируя среди духовых. Кроме того он участвует в разнообразных концертах для ансамбля инструментов и для нескольких солистов с оркестром.
Имя исполнителя-виртуоза, ради которого возникло такое изобилие музыки, остается загадкой. Консерватория «Пьета», в которой Вивальди работал, была женской. Никакой традиции сольных концертов для фагота в Венеции не существовало. Вообще итальянцы в XVIII веке, в отличие от немцев, этот инструмент в качестве солирующего практически не рассматривали. Нам известно лишь то, что ни один из 37 концертов Вивальди не был сочинением ранним, все они создавались композитором в зрелом и очень зрелом возрасте. Более трети концертов написаны в тональности до мажор, но на этот раз исполнителем выбраны три минорных сочинения – ля минор RV 497, ре минор RV 481, ми минор RV 484. Во всех трех первые части – в «ритурнельной» форме, в которой солист и струнные беспрестанно соревнуются. В певучих вторых частях встречаются трогательные дуэты фагота и виолончели. Все три концерта виртуозны, но наиболее оригинален и выразителен, пожалуй, концерт ми минор.

Серенада си-бемоль мажор K. 361 (370а) написана Вольфгангом Амадеем Моцартом для двух гобоев, двух кларнетов, двух бассетгорнов, четырех валторн, двух фаготов и контрабаса. Композитор впервые обратился к «братьям» кларнетов – бассетгорнам, которые впоследствии включал в масонские сочинения (в наше время эти инструменты редки, их иногда заменяют другими). Партию контрабаса изредка усиливают виолончелью или контрафаготом.
Издатель Иоганн Андре, у которого после смерти Моцарта хранилась рукопись Серенады, поставил на ней дату: 1780. Но большинство ученых считают, что сочинение было начато в 1781 году в Мюнхене и вскоре окончено в Вене. Шестая часть (тема с вариациями) является переработкой второй части квартета с флейтой до мажор (K. 285b, 1778). Серенады звучали по торжественным поводам и, как правило, на открытом воздухе. Обычно они были пространнее симфоний (продолжительность музыки могла специально оговариваться заказчиком). Возможно, именно Серенада си-бемоль мажор исполнялась 4 августа 1782 года на свадьбе самого композитора. Есть также сведения, что друг Моцарта кларнетист Пауль Антон Штадлер включил ее в программу своего концерта в Вене 23 марта 1784 года. Во всяком случае, первому кларнету часто отводится главная роль. При жизни Моцарта Серенада была популярна и перекладывалась анонимными музыкантами для других составов: части I, II, III и VII – для струнного квинтета, все части – для стандартного ансамбля «гармонической музыки» (двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн).
В центре Серенады – торжественная и возвышенная третья часть. Ее окружают менуэты, в которых встречаются фрагменты словно «из будущего века». В первом менуэте (часть 2) мечтательные послесловия кларнета напоминают о Шуберте. Второе трио второго менуэта (часть IV) – это типичный лендлер, прямой предшественник вальса. В медленной (пятой) вариации шестой части, когда соло гобоя звучит на фоне аккорда валторн, фаготов, контрабаса и арпеджио кларнетов и бассетгорнов, возникает волшебный, чисто романтический колорит.
Наконец, в середине Романса (часть V) и в финальном рондо, построенном по образцам бальной музыки (как цепочка из десяти контрдансов, идущих без перерыва), появляются то венгерские, то славянские, то турецкие черты, что было так естественно в многонациональной императорской Вене.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход