В программе:
Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано соль мажор
Игорь Стравинский
Дивертисмент для скрипки и фортепиано
Антон Веберн
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 7
Сезар Франк
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8
Allegro assai
Tempo di Minuetto
Allegro vivace
Дивертисмент для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского представляет собой авторскую аранжировку фрагментов его аллегорического балета «Поцелуй феи». Балет был написан композитором летом 1928 года по заказу балерины Иды Рубинштейн. В основу либретто положены сказки Ганса Христиана Андерсена. Музыка в большой степени основана на темах из произведений Чайковского. Идея балета в стиле Чайковского принадлежит оформлявшему спектакль художнику Александру Бенуа. Даже выбор использованных Стравинским романсов и фортепианных пьес был сделан художником.
Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась 27 ноября 1928 года в Парижской опере, дирижировал сам Стравинский. А 4 ноября 1934 года он дирижировал в Париже премьерой Дивертисмента для оркестра, составленного из фрагментов балета. В этот период Стравинский много выступал на сцене и остро нуждался в новом концертном репертуаре. В Дивертисмент вошли четыре части: Симфония, Швейцарские танцы, Скерцо и Па-де-де. Тогда же, в 1934-м, Стравинский сделал обработку Дивертисмента для скрипки и фортепиано.
Анна Булычёва
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 7, были написаны Антоном Веберном в 1910 году и приобрели свой окончательный облик в 1914-м. В промежутке между этими датами композитор пережил творческий кризис и прошел курс лечения у психоаналитика. Веберн осторожно обживал новое музыкальное пространство, где больше не было тональности, а были только 12 равноценных звуков, разделенных полутонами. Из-под его пера выходили сверхлаконичные пьесы (жаль, их автор не дожил до эпохи рингтонов).
В первой пьесе всего 9 тактов, и только в партии скрипки Веберн успевает применить флажолет с сурдиной, игру древком смычка и пиццикато. В этой музыке все мимолетно, она утекает сквозь пальцы, не позволяя ни вслушаться в себя, ни зафиксировать в памяти. В нервной подвижности второй пьесы есть что-то паническое.
Пьесы лишены названий, но вряд ли задумывались как абстрактные. В партии фортепиано угадываются интонации пластичного и томного вальса, которые исполнители вольны подчеркнуть или скрыть. Веберн неоднократно предписывает играть «чрезвычайно нежно», в конце третьей пьесы – «еле слышно». Четвертая пьеса буквально истаивает в тишине: фигуры скрипки звучат «как дуновение», фразы фортепиано – вновь «очень нежно».
Анна Булычёва
Скрипичная соната Сезара Франка написана 63-летним композитором в 1886 году и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи.
Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после единственной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения ‘‘папы Франка’’, еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло в камерный репертуар не только скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.
Первая часть сонаты – светлая, идиллическая – изложена лаконично; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. Вторая часть богата разнообразными оттенками эмоций, но главенствует в ней взволнованное, мятущееся настроение. Третья часть – «Речитатив-фантазия» – драматургический центр сонаты. Сначала звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный. Затем возникают две новые темы: первая – нежно-поэтичная и вторая – «размашистая», мужественно-устремленная. Музыка финала, написанного в форме рондо, излучает душевный покой и сердечное тепло.