Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт Николая Цнайдера (скрипка)

Партия фортепиано – Роберт Кулек
Биография Николая Цнайдера

В программе:
Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано соль мажор

Игорь Стравинский
Дивертисмент для скрипки и фортепиано

Антон Веберн
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 7

Сезар Франк
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор, FWV 8

Скрипичная соната соч. 30 № 3 Людвига ван Бетховена была завершена летом 1802 года в Гейлигенштадте и в следующем году вышла в свет с посвящением Александру I. В списке сочинений Бетховена за ней следует фортепианная соната № 16 (соч. 31 № 1), тоже в соль мажоре. У них немало общего, особенно в первых частях: моторика, изобилие пассажей, бурная разработка, непрерывная череда музыкальных событий.
Во второй части меняются взаимоотношения инструментов. В энергичных пассажах первой части они то и дело объединяются, здесь же попеременно аккомпанируют друг другу, и часто скрипка должна тактично уступать первенство. Недаром на обложке первого издания сонат соч.  30, выпущенного Венским бюро искусств и индустрии, значится: «Сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки».
Финал написан в любимом Бетховеном жанре контрданса. Это одно из самых простых и энергичных бетховенских рондо: без композиционных ухищрений, зато с юмористическими деталями. Пока правая рука пианиста соревнуется со скрипкой в беглости, левая рука то и дело возвращается к размеренному «барабанному басу» на одной ноте. Многие пианисты маскируют эту «примитивную» особенность финала, хотя Бетховен просил ее подчеркнуть, особенно на последней странице.
Анна Булычёва

Allegro assai
Tempo di Minuetto
Allegro vivace

Дивертисмент для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского представляет собой авторскую аранжировку фрагментов его аллегорического балета «Поцелуй феи». Балет был написан композитором летом 1928 года по заказу балерины Иды Рубинштейн. В основу либретто положены сказки Ганса Христиана Андерсена. Музыка в большой степени основана на темах из произведений Чайковского. Идея балета в стиле Чайковского принадлежит оформлявшему спектакль художнику Александру Бенуа. Даже выбор использованных Стравинским романсов и фортепианных пьес был сделан художником.
Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась 27 ноября 1928 года в Парижской опере, дирижировал сам Стравинский. А 4 ноября 1934 года он дирижировал в Париже премьерой Дивертисмента для оркестра, составленного из фрагментов балета. В этот период Стравинский много выступал на сцене и остро нуждался в новом концертном репертуаре. В Дивертисмент вошли четыре части: Симфония, Швейцарские танцы, Скерцо и Па-де-де. Тогда же, в 1934-м, Стравинский сделал обработку Дивертисмента для скрипки и фортепиано.
Анна Булычёва

Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 7, были написаны Антоном Веберном в 1910 году и приобрели свой окончательный облик в 1914-м. В промежутке между этими датами композитор пережил творческий кризис и прошел курс лечения у психоаналитика. Веберн осторожно обживал новое музыкальное пространство, где больше не было тональности, а были только 12 равноценных звуков, разделенных полутонами. Из-под его пера выходили сверхлаконичные пьесы (жаль, их автор не дожил до эпохи рингтонов).
В первой пьесе всего 9 тактов, и только в партии скрипки Веберн успевает применить флажолет с сурдиной, игру древком смычка и пиццикато. В этой музыке все мимолетно, она утекает сквозь пальцы, не позволяя ни вслушаться в себя, ни зафиксировать в памяти. В нервной подвижности второй пьесы есть что-то паническое.
Пьесы лишены названий, но вряд ли задумывались как абстрактные. В партии фортепиано угадываются интонации пластичного и томного вальса, которые исполнители вольны подчеркнуть или скрыть. Веберн неоднократно предписывает играть «чрезвычайно нежно», в конце третьей пьесы – «еле слышно». Четвертая пьеса буквально истаивает в тишине: фигуры скрипки звучат «как дуновение», фразы фортепиано – вновь «очень нежно».
Анна Булычёва

Скрипичная соната Сезара Франка написана 63-летним композитором в 1886 году и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи.
Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после единственной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения ‘‘папы Франка’’, еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло в камерный репертуар не только скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.
Первая часть сонаты – светлая, идиллическая – изложена лаконично; лишь во второй теме прорывается столь свойственное Франку чувство страстного томления. Вторая часть богата разнообразными оттенками эмоций, но главенствует в ней взволнованное, мятущееся настроение. Третья часть – «Речитатив-фантазия» – драматургический центр сонаты. Сначала звучат пасторальные зовы из первой части, но характер их более напряженный и импровизационный. Затем возникают две новые темы: первая – нежно-поэтичная и вторая – «размашистая», мужественно-устремленная. Музыка финала, написанного в форме рондо, излучает душевный покой и сердечное тепло.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход