Санкт-Петербург, Концертный зал

Камерный оркестр Лозанны


Второй концерт 30-го абонемента

Главный приглашенный дирижер – Бертран де Бийи


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 39 ми-бемоль мажор, KV 543
Симфония № 40 соль минор, KV 550
Симфония № 41 до мажор («Юпитер»), KV 551


Камерный оркестр Лозанны ежегодно дает около ста концертов на своей основной площадке – в Зале Метрополь в Лозанне. Также коллектив выступает в других городах Швейцарии и за границей – в Театре Елисейских полей и Зале Плейель в Париже, Альте Опер во Франкфурте, Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и венском Музикферайн. Оркестр принимал участие в фестивале «Би-би-си Промс» (Лондон), Фестивале им. Джордже Энеску в Бухаресте и Стамбульском фестивале.
Камерный оркестр Лозанны был основан Виктором Десарзеном в 1942 году. За время своего существования коллектив выступал под управлением таких выдающихся дирижеров, как Эрнест Ансерме, Гюнтер Ванд, Пауль Хиндемит, Шарль Дютуа, Неэме Ярви и Джеффри Тейт, и сотрудничал с известными солистами Айзеком Стерном, Раду Лупу и Мартой Аргерих. За 70-летнюю историю в оркестре сменилось всего пять художественных руководителей: Виктор Десарзен (1942–1973), Армин Жордан (1973–1985), Лоуренс Фостер (1985–1990), Хесус Лопес Кобос (1990–2000) и Кристиан Захариас (2000–2013). Главным приглашенным дирижером оркестра является Бертран де Бийи.
Камерный оркестр Лозанны имеет обширную дискографию. Его диски получили благожелательные отклики прессы по всему миру. На лейбле MDG вышла запись всех фортепианных концертов Моцарта в исполнении коллектива под управлением Кристиана Захариаса. Этот диск получил более 40 международных премий и наград. На студии Outhere Music оркестр записал все концерты Луи Шпора для кларнета с оркестром (солист Поль Мейер, 2012), а осенью 2013 года был издан диск с музыкой Шёнберга (солист Хайнц Холлигер). Также совсем недавно коллектив записал Симфонию ре мажор Луиджи Керубини под управлением Бертрана де Бийи (MDG).
Камерный оркестр Лозанны сотрудничает с Оперой Лозанны, где при его участии проходит множество спектаклей. Кроме того, это единственный в Швейцарии коллектив, работающий с постоянными приглашенными композиторами (которые меняются раз в два года).
Одна из главных задач оркестра – знакомить с классической музыкой молодых слушателей. Поэтому оркестр проводит множество семейных и школьных концертов, сотрудничает на постоянной основе с музыкальными вузами Лозанны (Школа музыки Лозанны и Высшая школа театрального искусства Французской Швейцарии). Коллектив финансируется из бюджета Лозанны и кантона Во. Он входит в объединение www.orchester.ch и Ассоциацию профессиональных оркестров Швейцарии. Большинство концертов коллектива записывает компания Espace 2 – привилегированный партнер оркестра с самого начала его существования. Эти записи можно услышать на сайте www.espace2.ch.


Три последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта были написаны летом 1788 года для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении этих симфоний при жизни композитора нет, но велика вероятность, что соль-минорная все-таки была хотя бы раз сыграна. Больше до конца своей жизни Моцарт к жанру симфонии не обращался.
Три симфонии написаны для сходного состава оркестра с небольшими вариациями: в 39-й нет гобоев, в 40-й гобои есть, но нет кларнетов, труб и литавр (позднее Моцарт все же добавил партии кларнетов, так что дирижеры вольны выбирать между двумя версиями), в 41-й участвуют все инструменты. За исключением менуэтов и второй части 39-й симфонии, остальные одиннадцать частей трех симфоний написаны в сонатной форме, трактованной с максимальным разнообразием.

Открывающая триаду симфония № 39, подобно увертюре, начинается торжественным медленным вступлением. Главная тема Allegro написана в духе менуэта и мягко, изящно инструментована. Вторые части классических симфоний принято без колебаний признавать лирическими, но Andante con moto, то строгое и благородное, то драматичное, признать таковым трудно. Менуэт поначалу чуть грубоват, но вскоре его характер меняется, а в трио Моцарт дает слово кларнетам: первый играет соло, второй аккомпанирует. Финал в движении быстрого контрданса – наиболее «гайдновская» часть 39-й симфонии. На протяжении всего финала Моцарт настойчиво развивает одну и ту же тему, сперва излагаемую одними скрипками, и делает это не без юмора.

Меланхоличная симфония № 40, которая уже более двух веков любима слушателями, по составу оркестра почти камерная. В мечтательной второй части голоса струнных тесно сплетаются – как в любовных дуэтах из итальянских опер того времени. Знаменитый драматический менуэт сменяется церемонным трио. Финал вновь в некоторой степени «гайдновский», в духе его страстной и порывистой «Прощальной» симфонии.

Название «Юпитер» дано симфонии № 41 не автором и, скорее всего, не за мощь и великолепие, а лишь за одну деталь: первые три аккорда всего оркестра, вызвавшие у слушателей ассоциации с римским богом-громовержцем. В целом же музыка симфонии связана отнюдь не с языческой мифологией, но с практикой духовного самосовершенствования. Постоянный ступенчатый подъем, постепенное восхождение происходит на протяжении всей первой части (с отвлечением на шутливую заключительную тему). В гениальной второй части путь продолжается и явно ведет через испытания. Изящный менуэт после властного «призыва» духовых инструментов внезапно перерождается, музыка вдруг наполняется воодушевлением. В трио менуэта впервые звучит главная тема финала. Символично, что она также звучала в самой первой симфонии Моцарта, которую он написал еще ребенком.
Финал 41-й Моцарта впервые в истории симфонии стал ее наиболее весомой частью. Моцарт демонстрирует здесь мастерство полифониста, бесконечно комбинируя различные темы финала во все новых сочетаниях, пока наконец в коде все элементы не собираются вместе. Больше всего это напоминает работу каменщика, воздвигающего грандиозное здание.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход