Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

«Четыре чертенка»


К 75-летию со дня рождения Бориса Тищенко

В ПРОГРАММЕ:
Борис Тищенко
«Регтайм» из Сонаты № 1 для фортепиано, соч. 3/121
Исполняет Наталья Волкова

«Чертёж», вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано, соч. 120
Четыре чертенка (слова народные)
Ученый малый (слова В. Маяковского [«Гейнеобразное»])
Не спится (слова Г. Фиртича)
Змея на двоих (слова Козьмы Пруткова [А. Жемчужникова])
Песенка о потерянной голове (слова Я. Хамармера [к «Ричарду III» Шекспира])
Расстались мы (слова Е. Баратынского)
Невесте (слова А. Твардовского)
Исполняют:
Гамид Абдулов (баритон)
Светлана Нестерова (фортепиано)

Соната № 8 для фортепиано, соч. 99
Посвящается Геннадию Банщикову
I. Allegro energico
II. Andantino
III. Allegro molto
Исполняет Андрей Бугринов

Вступительное слово композитора Вячеслава Круглика


Частица чёрта в нас…
Из арии Сильвы

Ария из оперетты Имре Кальмана просится в эпиграф к концерту из произведений Бориса Тищенко – автора не только балетов-трагедий «Ярославна», «Двенадцать», цикла симфоний по «Божественной комедии» Данте, Реквиема на стихи Анны Ахматовой, но и сатирических сказок – балета «Муха-цокотуха», оперы «Краденое солнце» и оперетты «Тараканище» по Корнею Чуковскому.
В «Регтайме» из Сонаты № 1 Тищенко поэтизируется предвестник и один из истоков джаза. Его синкопированный ритм (англ. ragtime – буквально: «рваное время») воспроизводит манеру игры на национальном инструменте афроамериканцев банджо. Не случайно композитор посвятил Сонату № 1 своему любимому учителю – Дмитрию Шостаковичу, который тоже не чурался легкой музыки. Начав сонату на студенческой скамье, в 1957 году, Тищенко вернулся к ней уже зрелым мастером и закончил в 1995-м.
В том же году композитор завершил вокальный цикл «Чертеж», собрав его из песен разных лет. В цикл вошли стихи поэтов, очень непохожих друг на друга, – от Баратынского до Твардовского, от Козьмы Пруткова до Маяковского. Музыка Тищенко чутко резонирует поэтической индивидуальности каждого из них.
В названии цикла скрыт двойной смысл. С одной стороны, песни цикла словно создают набросок – «чертеж» жизни во всей ее разноликости. С другой – само звучание слова «Чертеж» говорит о присутствии в цикле «чертовщинки» с ее сарказмом, горечью и черным юмором. Открывают цикл «Четыре чертенка» на текст популярной народной прибаутки, а последнее слово в заключительной «Невесте» на стихи Александра Твардовского – чёрт!
Восьмая соната посвящена другу Тищенко, петербургскому композитору Геннадию Банщикову. Это фортепианный цикл, приближающийся по своему характеру к сонатам венских классиков и ранних романтиков (прежде всего Шуберта). Первая часть пронизана яркими энергичными интонациями. Одни из них, упорно «вдалбливаемые», имеют повелительный оттенок – это сгусток воли и мужества; другие передают излюбленное Тищенко и Банщиковым «игровое» начало в музыке. В столкновении и разработке этих двух сфер рождается традиционная сонатная форма.
Вторая часть сонаты – тема с вариациями – демонстрирует богатые художественные возможности вариационной формы. Блестящий финал дает «портрет» Геннадия Банщикова – автора парадоксов и остроумных афоризмов – как музыкальных, так и литературных. Вихрем проносится калейдоскоп комических масок, откровенных шаржей, бытовых зарисовок и цитат-пародий. Среди последних, например, знаменитая полька «Встаньте, дети, встаньте в круг» из музыки Антонио Спадавеккиа к послевоенной ленфильмовской «Золушке».
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход