Санкт-Петербург, Концертный зал

Бетховен. Шуман. Мендельсон

Солисты: Пинхас Цукерман (скрипка), Аманда Форсайт (виолончель)
Партия фортепиано – Анжела Ченг

В программе:
Людвиг ван Бетховен
Фортепианное трио си-бемоль мажор, WoO 39 (Allegretto)

Роберт Шуман
Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано, соч. 70

Людвиг ван Бетховен
Соната для скрипки и фортепиано № 5 фа мажор, соч. 24 («Весенняя»)

Феликс Мендельсон
Фортепианное трио ре минор, соч. 49



Allegretto си-бемоль мажор Людвиг ван Бетховен написал летом 1812 года для семьи Брентано. На страницах этой небольшой пьесы для фортепиано, скрипки и виолончели композитор девять (!) раз поставил указание dolce («нежно»). Прекрасная лирическая музыка, в которой почти ничего не происходит (лишь в конце, будто при прощании, набегает легкая тень), напоминает о будущих «божественных длиннотах» Франца Шуберта, которому в тот момент было всего 15 лет.
6–7 июля 1812 года Бетховен написал, но не отправил знаменитое письмо к «Бессмертной возлюбленной». Чтобы точно установить имя той, кому оно адресовано, требуется талант Шерлока Холмса, но многие исследователи приходят к мысли, что письмо предназначалось Антонии Брентано.

Adagio и Allegro написаны Робертом Шуманом для ансамбля фортепиано и мелодического инструмента – валторны, виолончели либо скрипки, по выбору исполнителей. Сочинение появилось в феврале 1849 года, во время творческого взлета, в окружении многочисленных песен, хоров, фортепианных пьес и ансамблей. Форма пьесы из двух разделов – медленного и быстрого – была в то время чрезвычайно распространена. Так строились сотни и тысячи виртуозных произведений для самых разных инструментов: в медленной части исполнитель демонстрировал искусство кантилены, в быстрой – моторику. Шуман не одобрял чисто виртуозных опусов, превращавших музыку в спорт. Обратившись к популярной форме, он создал в высшей степени поэтичное произведение и долго выбирал для него название. Сначала пьеса называлась «Романс и Allegro», затем на месте «Романса» появилось Adagio. Темпы в нотах указаны по-немецки и чуть иначе, нежели на обложке: Langsam, mit innigen Ausdruck – Rasch und feurig (медленно, с искренним чувством – быстро, с огнем).

Скрипичная соната соч. 24 (№ 5) Людвига ван Бетховена была написана в конце 1800-го – начале 1801 года и посвящена графу Морицу фон Фрису, которому также посвящены соната соч. 23, а позднее и Седьмая симфония. Этому светлому, ясному произведению с остроумным скерцо и лирическими первой частью и финалом, наполненному прекрасными кантиленными мелодиями, венский издатель Молло в популяризаторских целях удачно присвоил название «Весенняя».
Анонимный критик лейпцигской Allgemeine musicalische Zeitung откликнулся на появление сонат соч. 23 и 24 следующими словами: «Рецензент относит их к лучшим сонатам, которые написал Бетховен, а это безусловно означает – к лучшим, которые вообще написаны в самое последнее время. Оригинальный, пламенный и смелый ум композитора уже в ранних его произведениях не мог ускользнуть от внимания, но вероятно не везде находил доброжелательный прием, потому что сам иногда врывался неприветливо, бурно, угрюмо и мрачно. Сейчас он становится более ясным, начиная все больше отвергать лишнее и все приятнее обращая на себя внимание…»

Феликс Мендельсон знаменит легкостью, с которой он создавал музыку, но легкость эта обманчива. Фортепианное трио ре минор композитор отнюдь не сразу выпустил в свет, а, закончив его 18 июля 1839 года, вновь стал радикально перерабатывать и лишь 23 сентября поставил в рукописи последнюю точку. В море камерной музыки Мендельсона трио ре минор выделяется как одно из наиболее часто играемых произведений. В первой части Мендельсон словно творит «бесконечную мелодию», но затем музыка все больше приобретает характер скерцо, а в коде врывается романтический вальс. Вторая часть открывается соло фортепиано, исполняющего словно бы «песню без слов», к которой постепенно присоединяются скрипка и виолончель. Третья часть (скерцо) замечательна «ртутной» подвижностью и при этом лаконичностью, да и во всем трио Мендельсон демонстрирует чувство меры, не переходя грань, отделяющую большую симфоническую форму от камерной. Финал – наиболее значительная и непредсказуемая часть трио. Его основная тема, написанная в духе баллады, становится источником для все новых тем, а с технической стороны финал предъявляет чрезвычайно высокие требования к пианисту.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход