Санкт-Петербург, Концертный зал

Берлиоз


При участии Ольги Бородиной и «артиста месяца» Екатерины Семенчук
В программе:
Гектор Берлиоз
«Смерть Клеопатры», кантата для голоса с оркестром, H. 36
Солистка – Екатерина Семенчук

«Ромео и Джульетта», драматическая симфония, Н. 79
Солисты: Ольга Бородина, Дмитрий Воропаев, Илья Банник

Хор и cимфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев

В 1826 году Гектор Берлиоз поступил в Парижскую консерваторию и сразу же попытался завоевать Римскую премию – высшую награду, дававшее право прожить несколько лет в Италии и Германии. В первый раз композитор сошел с дистанции на отборочном туре. В 1827 году он представил кантату «Смерть Орфея», которую сочли неисполнимой, в 1828-м – кантату «Эрминия», удостоенную второй премии, в 1829-м провалился со «Смертью Клеопатры» и в 1830-м наконец-то добился желаемого со «Смертью Сарданапала» (к этому мрачно-романтическому перечню следует добавить сочиненную в 1848 году по другому поводу «Смерть Офелии»).
Поэт и драматург Пьер-Анж Вьейяр де Буамартен написал поэму «Смерть Клеопатры» по заказу Академии изящных искусств, но у Берлиоза вышло сочинение в высшей степени неакадемичное. Старую, еще барочную, форму, состоящую из чередования речитативов и арий, он наполнил новой экспрессией, всякую форму разрывающей.
В речитативе «Свершилось! Мой позор неизбежен» Клеопатра жалуется на нечувствительность Октавиана к ее чарам, а в арии «Ах, как далеки те дни» вспоминает о былых триумфах. Речитатив «В пучине неудач чего еще страшиться?» посвящен роковому решению. Молитве («meditation») «Великие фараоны, благородные Лагиды» парадоксальным образом предпослан эпиграф из шекспировкого монолога Джульетты: How if, when I am laid into the tomb. Эту траурную музыку Берлиоз вскоре использовал в «Хоре теней» из монодрамы «Лелио, или возвращение к жизни». К предкам из династии Лагидов обращена и бурная финальная ария «Нет! Я не оскверню ваших могил». Клеопатра взывает к египетским богам, фразы альтов и виолончелей рисуют появление змеи. Завершает кантату сцена агонии «Боги Нила, я предала вас!» Голос царицы слабеет, оркестр отсчитывает последние удары пульса… Естественно, академическое жюри в 1829 году устрашилось и отвергло это сочинение.

Драматическая симфония Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» была написана в 1839 году и впервые исполнена год спустя. Текст принадлежит Эмилю Дешану, который опирался на трагедию Шекспира в обработке Дэвида Гаррика. В этом произведении Берлиоз подтвердил репутацию наследника Бетховена, чьей Девятой симфонией подсказаны и масштабы «Ромео и Джульетты» (на премьере оркестр состоял из 160 музыкантов), и идея использовать хор и солистов. Таким образом, «Ромео» сочетает черты жанра симфонии и оперы.
Берлиоз выбрал ключевые сцены трагедии Шекспира, но акценты расставил очень индивидуально, как настоящий романтик. Хоровые интродукция и финал обрамляют три симфонические части, которые принадлежат к наиболее известным страницам симфонии: «Большой праздник у Капулетти», «Сцена любви. Джульетта на балконе и Ромео в тени», «Фея Маб, царица снов» (скерцо). Более всего приближается к оперной сцене финал с арией патера Лоренцо и хоровой Клятвой примирения.
Уже в XIX веке симфония «Ромео и Джульетта» получила признание в России. Неудивительно, что отзвуки Берлиоза слышны даже в «Лебедином озере».
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход