Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Полины Осетинской (фортепиано)

  Интервью с Мариной Вольф

Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
В программе:
Георг Фридрих Гендель
Чакона соль мажор
Сюита фа мажор, HWV 427
Сюита си-бемоль мажор, HWV 440
Сюита фа минор, HWV 433

Петр Чайковский
«Времена года»

Наибольшая часть сочинений для клавесина соло: сюит, сонат, вариаций и танцев, – написана Георгом Фридрихом Генделем в молодые годы. Многие произведения при жизни композитора так и остались в рукописях, но в конце концов он все же издал в Лондоне два тома сюит (1720, 1733). На это Генделя подвигли амстердамские «пираты», регулярно печатавшие его музыку с огромным количеством ошибок. В первый из двух томов вошли, среди прочих, сюиты фа мажор и фа минор. Фа-мажорная – сюита только по названию. В ней нет ни одного танца, четыре части (Adagio – Allegro – Adagio – Allegro) расположены по канонам церковной сонаты. Первая часть – словно переложение для клавира скрипичной пьесы в стиле обожаемого в Англии Арканджело Корелли. Третья часть (ансамбль четырех голосов), напротив, – во французском духе. Венчает сюиту фуга.
Сюита фа минор тоже начинается подобно сонате: полифонической прелюдией и масштабной фугой (Allegro), в которой Гендель добивается от клавесина мощного органного звучания. С фугой впечатляюще контрастируют танцы: ажурная аллеманда, которую часто играют моторно, будто этюд, а затем куранта и жига, обе беспокойные и страстные.
Чакона соль мажор и сюита си-бемоль мажор – из второго лондонского тома. Чакона в руках Генделя из танца превратилась в цикл виртуозных клавирных вариаций. В чаконе соль мажор – 21 вариация, но издатели почти всегда хотя бы одну из них пропускают. Сюита открывается прелюдией, которая больше похожа на запись живой импровизации. За виртуозным Allegro следует ария с четырьмя вариациями (много лет спустя на ту же тему напишет фортепианные вариации Брамс). Четыре изящных танца – аллеманда, куранта, сарабанда и жига – завершают сюиту.

«Времена года» – сюжет для музыки традиционный, но если Вивальди и Гайдн живописали именно четыре времени года, то Петр Ильич Чайковский посвятил двенадцать фортепианных пьес отдельным месяцам. Их заказал композитору Николай Матвеевич Бернард для публикации в журнале «Нувеллист». Журнал этот почти целиком состоял из нот – фортепианных произведений и романсов, и петербургская семья Бернард выпускала его в общей сложности более полувека. Едва взяв журнал в свои руки, 33-летний Николай Матвеевич решил придать ему новый облик. Чайковский согласился на предложение издателя, и в 1876 году каждый номер журнала открывался его новой пьесой («характерной картинкой»), сопровождавшейся подобранным Бернардом стихотворным эпиграфом и графической иллюстрацией. Так уютно уживались рядом три вида искусства! Эту плодотворную идею вскоре подхватили датчане, в 1881 году переиздавшие пьесы Чайковского со специально написанными для них стихами Хольгера Драхмана и гравюрами местных художников.
Чайковский обратился к типично романтическим жанрам (вальсу, скерцо, баркароле) и далеко ушел от задуманных издателем «характерных картинок». Тем интереснее сегодня рассматривать иллюстрации, сопровождавшие пьесы в 1876 году. Это действительно «картинки» в «русском стиле». Из них становится понятен первоначальный замысел Бернарда – воспеть поэзию сельской жизни и радости простого народа. «Осеннюю песнь» на иллюстрации поют женщины за сбором хмеля, «Белые ночи» – свидание двух молодых крестьян, а в «Баркароле» общество катается на лодке под звуки балалайки.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход