Роберт Шуман. «Венский карнавал» для фортепиано соч. 26
Чего только ни пришлось пережить Шуману в ходе его многолетней борьбы за право взять в жены прославленную пианистку Клару Вик. Настойчивое сопротивление со стороны отца Клары, Фридриха Вика, было причиной и постоянных разлук молодых влюбленных, когда отец отсылал Клару в очередное концертное турне, чтобы разлучить с бесперспективным, по его мнению, молодым музыкантом, и многочисленных нервных срывов обладавшего ранимой психикой композитора, и неудач Шумана на профессиональном поприще, закулисно подготовленных неутомимым Виком. Одним из его условий было переселение Шумана в столицу концертной жизни – Вену, где Клара могла бы сделать еще более успешную карьеру. В октябре 1838 года Шуман достиг австрийской столицы в надеждах сделать «первый шаг зрелого мужчины» и организовать издательство своего детища – «Нового музыкального журнала» в центре европейской общественной жизни. Однако отец Клары заблаговременно позаботился о том, чтобы у венских издателей сложилось «правильное» мнение о молодом и неблагонадежном с точки зрения цензуры музыкальном публицисте, и Шуман несколько месяцев прождал от издетельств положительного ответа безрезультатно. К тому же Вену он нашел уже не «городом Бетховена», а местом, где «кучка болтунов» (то есть светское общество) беззаботно наслаждается вальсами Штрауса-отца. И все-таки пребывание в столице Австрии не могло не оставить у Шумана богатых художественных впечатлений, одно из которых – знаменитые карнавальные празднества – вылилось в цикл из пяти ярких фортепианных пьес «Венский карнавал».
Роберт Шуман. Симфонические этюды для фортепиано ор. 13
Середина тридцатых годов XIX века была для молодого Роберта Шумана временем интенсивной публицистической работы в основанном им «Новом музыкальном журнале Лейпцига» и временем первого и взаимного чувства – любви к молодой пианистке Эрнестине фон Фриккен. В этот период Шуман создал два фортепианных цикла, прославивших его имя: «Карнавал» и «Симфонические этюды». Оба произведения своим происхождением обязаны отношениям с Эрнестиной. Основным интонационным зерном «Карнавала» являются закодированные в музыкальных звуках буквы из названия родного городка Эрнестины – Аш (в немецкой транскрипции ASCH). Тему же для большого вариационного цикла «Симфонических этюдов» подсказал Шуману отец Эрнестины, флейтист-любитель капитан фон Фриккен. Впрочем, обращение Шумана с этой темой далеко от любительского музицирования. Преклонявшийся перед бетховенскими симфоническими партитурами Шуман создал в сфере фортепианной музыки произведение симфонического размаха и глубины, что и отражено в названии цикла.
|
|
Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано до минор
Моцарт был первым в истории европейской музыки композитором, отказавшимся от постоянной службы у высокопоставленного лица ради независимого положения свободного художника. К тому его долго вынуждал архиепископ Зальцбургский, всячески стремившийся подчеркнуть зависимое положение великого музыканта и подавить в нем чувство собственного достоинства. Дело доходило и до запретов на выступления и на выезд из Зальцбурга, и до требования сочиненять музыку в небывало короткие сроки, и до бытовых унижений, таких как необходимость обедать вместе с лакеями «хозяина». Решительно порвав с тяжелым положением придворного музыканта, Моцарт обосновался в Вене, где провел последние 10 лет своей жизни без высокого покровительства и стабильного заработка, вынужденный, чтобы добыть средства к существованию, работать до изнеможения: сочинять, выступать, давать частные уроки. Вопреки распространившимся позже представлениям о Моцарте как о баловне судьбы, на которого пал случайный выбор божественного провидения, великий композитор обладал не просто огромной работоспособностью и целеустремлённостью, но и большим мужеством, чтобы порвать с музыкальными и бытовыми традициями галантного XVIII века. Недаром Георгий Чичерин сказал: «У Моцарта не было революционности жестов и поз, как у многих представителей «Бури и натиска», но он произвел революцию в музыке – не революцию ради революции, а воплощение нового мира, находящегося в брожении». Знаменитая до-минорная соната написана через 2 года после переселения композитора в Вену, – в год, когда Моцарт вступил в масонскую ложу, убежденный в огромной позитивной и созидательной силе тайного ордена.
Марина Иовлева
|