Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Кристиана Блэкшоу (фортепиано)


Роберт Шуман. «Венский карнавал»
Вольфганг Амадей Моцарт. Соната до минор K. 457
Роберт Шуман. Симфонические этюды соч. 13

 

Роберт Шуман. «Венский карнавал» для фортепиано соч. 26
Чего только ни пришлось пережить Шуману в ходе его многолетней борьбы за право взять в жены прославленную пианистку Клару Вик. Настойчивое сопротивление со стороны отца Клары, Фридриха Вика, было причиной и постоянных разлук молодых влюбленных, когда отец отсылал Клару в очередное концертное турне, чтобы разлучить с бесперспективным, по его мнению, молодым музыкантом, и многочисленных нервных срывов обладавшего ранимой психикой композитора, и неудач Шумана на профессиональном поприще, закулисно подготовленных неутомимым Виком. Одним из его условий было переселение Шумана в столицу концертной жизни – Вену, где Клара могла бы сделать еще более успешную карьеру. В октябре 1838 года Шуман достиг австрийской столицы в надеждах сделать «первый шаг зрелого мужчины» и организовать издательство своего детища – «Нового музыкального журнала» в центре европейской общественной жизни. Однако отец Клары заблаговременно позаботился о том, чтобы у венских издателей сложилось «правильное» мнение о молодом и неблагонадежном с точки зрения цензуры музыкальном публицисте, и Шуман несколько месяцев прождал от издетельств положительного ответа безрезультатно. К тому же Вену он нашел уже не «городом Бетховена», а местом, где «кучка болтунов» (то есть светское общество) беззаботно наслаждается вальсами Штрауса-отца. И все-таки пребывание в столице Австрии не могло не оставить у Шумана богатых художественных впечатлений, одно из которых – знаменитые карнавальные празднества – вылилось в цикл из пяти ярких фортепианных пьес «Венский карнавал».

Роберт Шуман. Симфонические этюды для фортепиано ор. 13
Середина тридцатых годов XIX века была для молодого Роберта Шумана временем интенсивной публицистической работы в основанном им «Новом музыкальном журнале Лейпцига» и временем первого и взаимного чувства – любви к молодой пианистке Эрнестине фон Фриккен. В этот период Шуман создал два фортепианных цикла, прославивших его имя: «Карнавал» и «Симфонические этюды». Оба произведения своим происхождением обязаны отношениям с Эрнестиной. Основным интонационным зерном «Карнавала» являются закодированные в музыкальных звуках буквы из названия родного городка Эрнестины – Аш (в немецкой транскрипции ASCH). Тему же для большого вариационного цикла «Симфонических этюдов» подсказал Шуману отец Эрнестины, флейтист-любитель капитан фон Фриккен. Впрочем, обращение Шумана с этой темой далеко от любительского музицирования. Преклонявшийся перед бетховенскими симфоническими партитурами Шуман создал в сфере фортепианной музыки произведение симфонического размаха и глубины, что и отражено в названии цикла.

 

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано до минор
Моцарт был первым в истории европейской музыки композитором, отказавшимся от постоянной службы у высокопоставленного лица ради независимого положения свободного художника. К тому его долго вынуждал архиепископ Зальцбургский, всячески стремившийся подчеркнуть зависимое положение великого музыканта и подавить в нем чувство собственного достоинства. Дело доходило и до запретов на выступления и на выезд из Зальцбурга, и до требования сочиненять музыку в небывало короткие сроки, и до бытовых унижений, таких как необходимость обедать вместе с лакеями «хозяина». Решительно порвав с тяжелым положением придворного музыканта, Моцарт обосновался в Вене, где провел последние 10 лет своей жизни без высокого покровительства и стабильного заработка, вынужденный, чтобы добыть средства к существованию, работать до изнеможения: сочинять, выступать, давать частные уроки. Вопреки распространившимся позже представлениям о Моцарте как о баловне судьбы, на которого пал случайный выбор божественного провидения, великий композитор обладал не просто огромной работоспособностью и целеустремлённостью, но и большим мужеством, чтобы порвать с музыкальными и бытовыми традициями галантного XVIII века. Недаром Георгий Чичерин сказал: «У Моцарта не было революционности жестов и поз, как у многих представителей «Бури и натиска», но он произвел революцию в музыке – не революцию ради революции, а воплощение нового мира, находящегося в брожении».
Знаменитая до-минорная соната написана через 2 года после переселения композитора в Вену, – в год, когда Моцарт вступил в масонскую ложу, убежденный в огромной позитивной и созидательной силе тайного ордена.
Марина Иовлева

 
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход