Санкт-Петербург, Концертный зал

Ансамбль солистов Берлинской филармонии


Лоренц Настурица-Гершовичи (первая скрипка)
Романо Томмазини (вторая скрипка)
Вилфред Штреле (альт)
Адриан Брендель (виолончель)
Эшко Лайне (контрабас)
Кристиан Блэкшоу (фортепиано)

В программе:
Антонин Дворжак. Струнный квинтет соль мажор соч. 77
Франц Шуберт. «Форель». Квинтет для фортепиано и струнных

Струнный квинтет Дворжака соль мажор соч. 77, опубликованный в 1888 году, в действительности был переработкой сочинения 1875 года и относится к раннему периоду творчества композитора. То, что именно камерная музыка стала областью, где композитор впервые ярко продемонстрировал свою самостоятельность и мастерство, неудивительно. Дворжак сам неплохо играл на альте и чувствовал себя естественно и органично, сочиняя для струнных инструментов. Инструментальный состав произведения позволяет заранее судить о намерениях автора: в то время как Моцарт использовал в своих квинтетах два альта, а Шуберт – две виолончели, Дворжак прибегает к довольно нестандартному решению, добавляя контрабас. Тем самым он получает в свое распоряжение диапазон полной струнной группы оркестра. Роскошная звуковая палитра сочинения как нельзя лучше позволяет воплотить характерные особенности богемской музыки: ее красивые запоминающиеся мелодии, острые гармонии и энергичные ритмы.

Надежда Кулыгина

 

Квинтет «Форель» был заказан Францу Шуберту состоятельным виолончелистом-любителем Сильвестром Паумгартнером, которому мы, видимо, и обязаны двумя удивительными особенностями этого шедевра. Судя по всему, именно заказчик настоял на необычном для классического квинтета составе инструментов (фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас) и на том, чтобы четвертая часть представляла собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель».
Квинтет был сочинен осенью 1819 года в очень короткий срок. Шуберт находился в поездке по Верхней Австрии в обществе своего друга, баритона Михаэля Фогля. Для Шуберта это было время неустроенности и профессиональных неурядиц: надежды реализовать себя, сделав серьезную музыкальную карьеру, рушились одна за другой. Квинтет, как и многие камерные сочинения Шуберта, – плод его «широкой известности в узких кругах» друзей и почитателей. Тем не менее музыка всех пяти частей квинтета (Allegro vivace, Andante, скерцо, тема с вариациями, финал) почти безоблачна. Положенная в основу четвертой части знаменитая песня «Форель» на стихи Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта была сочинена двумя годами ранее, и Шуберт все еще продолжал переделывать ее в поисках совершенства.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход