Фредерик Шопен
24 прелюдии соч. 28
Баркарола соч. 60
Соната № 3 си минор
24 прелюдии Фредерика Шопена соч. 28 возникли в 1838–1839 годах, в одно время с такими монументальными сочинениями, как Вторая соната, баллады, скерцо, этюды. Композитор завершал цикл прелюдий на острове Майорка, куда брал с собой с детства хорошо ему знакомые два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Грандиозный баховский замысел – сочинить цикл прелюдий и фуг во всех существующих мажорных и минорных тональностях – отозвался у Шопена своей полной противоположностью. Прелюдии – самые миниатюрные из его произведений, ля-мажорная прелюдия (№ 7) длится всего 16 тактов. И если Бах расположил прелюдии и фуги по хроматической гамме, то Шопен свои прелюдии – по квинтовому кругу, максимально подчеркнув родство соседних тональностей. Это значит, что 24 прелюдии предпочтительнее исполнять не по отдельности, а целиком. Цикл из 24 прелюдий – маленькая энциклопедия стиля Шопена. Здесь есть прекрасные образцы кантилены (например, прелюдии № 4 ми минор, № 6 си минор, № 15 ре бемоль мажор), есть пьеса, близкая «Песням без слов» Мендельсона, хорал и даже похоронный марш. А почти половина – блестящие виртуозный пьесы, в которых сложнейшие фортепианные фигурации не нарушают присущих миниатюрам легкости и изящества.
Баркарола – песня венецианских гондольеров, в характерном покачивающемся ритме, передающим движение лодки на волнах лагуны. Это жанр был очень популярен у композиторов-романтиков, а в русской музыке привился, начиная с Глинки. Шопен не раз обращался к легко узнаваемому на слух ритму баркаролы, в частности, во Второй балладе. Но произведение с таким названием у него единственное. | Соната № 3 си минор – одно из последних сочинений Шопена. Она была написана летом 1844 года, когда композитор тяжело переживал смерть своего отца и утешился лишь с приездом любимой сестры Людвики. Анна Булычева |