Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Алексея Володина (фортепиано)


Фредерик Шопен
24 прелюдии соч. 28
Баркарола соч. 60
Соната № 3 си минор

24 прелюдии Фредерика Шопена соч. 28 возникли в 1838–1839 годах, в одно время с такими монументальными сочинениями, как Вторая соната, баллады, скерцо, этюды. Композитор завершал цикл прелюдий на острове Майорка, куда брал с собой с детства хорошо ему знакомые два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Грандиозный баховский замысел – сочинить цикл прелюдий и фуг во всех существующих мажорных и минорных тональностях – отозвался у Шопена своей полной противоположностью. Прелюдии – самые миниатюрные из его произведений, ля-мажорная прелюдия (№ 7) длится всего 16 тактов. И если Бах расположил прелюдии и фуги по хроматической гамме, то Шопен свои прелюдии – по квинтовому кругу, максимально подчеркнув родство соседних тональностей. Это значит, что 24 прелюдии предпочтительнее исполнять не по отдельности, а целиком. Цикл из 24 прелюдий – маленькая энциклопедия стиля Шопена. Здесь есть прекрасные образцы кантилены (например, прелюдии № 4 ми минор, № 6 си минор, № 15 ре бемоль мажор), есть пьеса, близкая «Песням без слов» Мендельсона, хорал и даже похоронный марш. А почти половина – блестящие виртуозный пьесы, в которых сложнейшие фортепианные фигурации не нарушают присущих миниатюрам легкости и изящества.

 

Баркарола – песня венецианских гондольеров, в характерном покачивающемся ритме, передающим движение лодки на волнах лагуны. Это жанр был очень популярен у композиторов-романтиков, а в русской музыке привился, начиная с Глинки. Шопен не раз обращался к легко узнаваемому на слух ритму баркаролы, в частности, во Второй балладе. Но произведение с таким названием у него единственное.
Баркарола соч. 60 появилась в 1845–1846 годах и стала одним из самых последних крупных произведений композитора, наряду с Полонезом-фантазией и виолончельной сонатой. От позднего сочинения, да еще в редкой тональности фа-диез мажор (к которой обычно прибегали для воплощения эфемерных видений), естественно было бы ожидать чего-то в духе ностальгических воспоминаний о давно минувшем, однако Шопен, напротив, написал очень полнокровную музыку. В левой руке – покачивающийся ритм, в правой – певучая мелодия, удвоенная то в терцию, то в сексту, а по количеству орнаментики Баркарола Шопена не уступает виртуозным произведениям Листа. После нескольких тоскливых мгновений в средней части реприза предстает настоящим апофеозом баркаролы – настолько триумфально она, пожалуй, никогда ни у кого не звучала.

 

Соната № 3 си минор – одно из последних сочинений Шопена. Она была написана летом 1844 года, когда композитор тяжело переживал смерть своего отца и утешился лишь с приездом любимой сестры Людвики.
Сонату си минор отличает симфонический размах и вместе с тем строгость стиля. В ней не осталось следов прежде так любимых Шопеном салонных жанров, а романтическая фантазийность вводится в рамки классической формы. Это в высшей степени благородное, аристократичное сочинение с мужественным маршем в качестве главной темы первой части и прекрасной, вдохновленной итальянским бельканто, побочной темой. Вторая часть – стремительное фантазийное скерцо, третья – прекрасное возвышенное Largo, которое открывается патетическим вступлением. Средние части и скерцо, и Largo окрашены в ностальгические тона. Финал сонаты – тарантелла, выросшая до грандиозных масштабов.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход