Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Давида Герингаса (виолончель)


Роберт Шуман. «Фантастические пьесы» для виолончели и фортепиано, соч. 73
Фредерик Шопен. Интродукция и блестящий полонез для виолончели и фортепиано, соч. 3
Фредерик Шопен – Огюст Франшомм. Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол»
Роберт Шуман. Adagio и Allegro для виолончели и фортепиано, соч. 70
Фредерик Шопен. Соната соль минор для виолончели, соч. 65 (посвящена Огюсту Франшомму)

Снискавший славу «поэта фортепиано», Фредерик Шопен создал почти все свои сочинения для рояля. И только для одного инструмента он сделал исключение – для виолончели. Шопен любил виолончель за глубокий тембр и часто вводил в фортепианные пьесы темы, имитирующие ее звучание.
Три произведения для солирующей виолончели были созданы Шопеном при непосредственном участии близкого друга – профессора Парижской консерватории, известного исполнителя и композитора Огюста Франшомма, считавшегося лучшим виолончелистом своего времени.

 

Интродукция и блестящий полонез для виолончели и фортепиано – одна из самых ранних пьес Шопена, написанная еще в Польше, до отъезда во Францию. Она создавалась в счастливые дни, которые молодой композитор проводил в поместье своего приятеля и покровителя, князя Радзивилла. Князь Радзвилл был тонким ценителем музыки, недурно играл на виолончели и на досуге сочинял оперы. Страсть князя к музыке унаследовали и две дочери, превосходные пианистки. В расчете на дуэт князя и самой талантливой из его дочерей – Ванды, Шопен написал этот роскошный виртуозный полонез, предоставляющий каждому из солистов прекрасные возможности продемонстрировать свое мастерство. Позднее Шопен скромно называл эту нарядную, праздничную пьесу «блесткой для дам». Однако то, что он включил ее в программу своего гастрольного тура в 1830 году, а три года спустя опубликовал, позволяет предположить, что авторская оценка этого произведения была высокой.

 

Жанр фортепианной транскрипции – виртуозной фантазии-переложения музыки из известных песен, симфоний, опер – приобрел огромную популярность в XIX веке. Автор удачной транскрипции мгновенно завоевывал признание слушателей как композитор, а также демонстрировал свой исполнительский талант. Именно в этом нуждался малоизвестный польский эмигрант Шопен, прибывший осенью 1831 года в Париж. В 1831 году в городе царил другой иностранец – немецкий композитор Джакомо Мейербер, только что представивший премьеру оперы «Роберт-дьявол», после которой его стали называть фигурой номер один во французском музыкальном театре. Поэтому Шопен, совместно со своим другом Франшоммом, чье имя уже пользовалось известностью, написал Большой концертный дуэт на темы из оперы «Роберт-дьявол», которые тогда насвистывал весь Париж.

 

Виолончельная соната стала последним крупным произведением Шопена. Он работал над сонатой в течение двух лет, с 1845 по 1846 год. В письме к сестре, композитор пожаловался, что сочиняя сонату, он «мало пишет и много вычеркивает», благодаря чему можно сделать вывод об очень тщательном отборе материала. На протяжении всего произведения Шопену удается выдержать идеальный баланс между солистами, которые выступают как равноправные партнеры и внимательные собеседники. Шопен посвятил сонату Огюсту Франшомму, в дуэте с которым и исполнил ее впервые. Премьера прошла в Париже с огромным успехом и стала последним выступлением в исполнительской карьере Шопена. Она же подвела своеобразный итог его сотрудничеству с французским виолончелистом: с Франшоммом Шопен делал свои первые шаги на пути к славе во Франции, вместе с ним, уже как признанный мастер, завершил этот путь.

 

1849 год был одним из наиболее продуктивных в творчестве Роберта Шумана – не только по количеству, но и по жанровому разнообразию сочинений. В это время композитора очень увлекла идея создания «домашней музыки», в противовес сочинению трансцендентных по сложности пьес, исполнение которых было доступно немногим. Шуман написал ряд сочинений, изначально не рассчитанных на профессионалов, а предназначенных для любительского музицирования. При этом он стремился создавать не легкие развлекательные пьесы, а произведения с серьезным содержанием. Одной из таких пьес стало Адажио и Аллегро, представленное сразу в трех версиях – для валторны, скрипки или виолончели в сопровождении фортепиано. Интересно, что произведение требует значительного мастерства от исполнителей, что свидетельствует о высоком уровне любительского музицирования во времена Шумана.

Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход