Санкт-Петербург, Мариинский театр

Шопен


балет в 2-х действиях

Польский национальный балет

Исполнители

Дирижер – Дирижер – Тадеуш Козловски
Фредерик Шопен – Владимир Ярошенко
Мать Фредерика – Анна Липчик
Дама (Жорж Санд) – Марта Фидлер
Музыка – Эва Новак
Смерть – Сергей Басалаев
Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Либретто Антони Либеры
Музыкальная концепция Станислава Лещиньского

Музыка Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Мануэля де Фальи, Сергея Ляпунова, Ференца Листа, Франца Шуберта, Роберта Шумана
Хореография Патриса Барта
Сценография Луизы Спинателли
Свет – Мэрион Хьюлетт

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пролог. Портрет эпохи
Художник (Эжен Делакруа) создаёт портрет эпохи: Фредерик Шопен и двенадцать «апостолов», представителей творческой интеллигенции, близких и далёких друзей композитора, которые в значительной мере сформировали эпоху романтизма: Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Франсуа Шатобриан, Астольф де Кюстин, Генрих Гейне, Ференц Лист, Феликс Мендельсон-Бартольди, Адам Мицкевич, Николо Паганини, Жорж Санд, Роберт Шуман.


Часть I
Картина первая. В краю детских лет
Воспоминание: как всё началось. Вундеркинд, родившийся в светлую эпоху Княжества Варшавского. Мечтатель. Шутник. Волшебник.
Народное гуляние в деревне. Слышны голоса, которыми говорит мир.
Тиран (великий князь Константин) строг и жесток даже по отношению к своей жене. Его ужасный гнев может быть усмирён только игрой чудесного молодого человека. Поражённый его игрой, князь прекращает рвать и метать от ярости и, зачарованный, дарит музыканту перстень.

Картина вторая. Призрак бунта и поражения
В народе витают освободительные идеи: сбросить ярмо неволи, избавиться от тирании и лжи, пусть люди станут братьями! К сожалению, империя зла пока сильнее этих идей. Фантом насилия и поражения становится реальностью.
Как в такой ситуации должен вести себя гений? Пойти за Музыкой или на поединок со Смертью? Присоединиться к движению сопротивления? Участвовать в заговорах, действовать, бороться? Или всё же следовать голосу собственного призвания? Кажется, это верный ответ, но не будет ли это предательством, замаскированным выбором комфорта и безопасности?
Обдумать это в спокойном месте – в святилище. Вдохновение, которое там нисходит на композитора (аккорд Скерцо си-минор), ведет к принятию решения. Нужно оставить дом, любимый край и одиноко отправиться в путь. В меланхолическом настроении складывать Песнь Судьбы Человека.

Картина третья. Дорога
Отправиться в дорогу… в мир… «За горы, за леса, за моря». Звучит это прекрасно и возвышенно, но в действительности – выглядит совершенно заурядно. Проза жизни смешна: чемоданы, багаж – вечная комедия ошибок. А романтические позы, торжественное прощание могут быть даже и совершенно гротескными. Наконец, почтальон и кучер делают знак, что пора выезжать.
«Прощай, дорогой Тит (Войцеховский), прощайте, друзья…»
В дорогу! По деревням и городам. В центр, в Метрополию.

Картина четвертая. Метрополия
К кому в столице обратиться в первую очередь? К кому же еще, как не к родственной душе, к другому гению! Мэтр-ровесник (Роберт Шуман) принимает его в своем кабинете. Демонстрация талантов. Взаимный восторг и дружба с первого взгляда.
«Господа, снимайте шляпы! Перед вами новый гений».
Дорога к вершинам открыта. Сливки высшего света прибывают в Салон, чтобы познакомиться с композитором.
Ослепительное выступление. Очарование и аплодисменты.
Салон воздаёт честь и признание гению.


Часть II
Картина пятая. Триумф и любовь
Слава, вершина успеха.
«Высший свет» уже не только восхищается и аплодирует, но и добивается расположения: светские львы, снобы и особенно дамы. Одна из них – знаменитость (Жорж Санд), идет напролом. Чтобы покорить сердце избранника, капризно бросает партнёра (Альфреда де Мюссе), который её сопровождает. Сцена ревности. Скандал.
Бегство в мир любви. Идиллия в солнечном Ноане.
Пока сердце дремало, душу не затрагивали безумные порывы. Но, разбуженные, они демонстрируют свою иную сторону – вечную ненасытность. Идеальная любовь скучна. Нужна другая, новая. Тем более что дочка Дамы (Соланж), молоденькая и красивая, не скрывает своего увлечения. Возвращается мотив ревности. Теперь переживает это чувство та, что недавно изменила своему партнёру. Поединок двух женщин в борьбе за Недоступного.
Разгоревшаяся страсть оказывается западнёй. Она уводит от призвания. Идеал Искусства призывает свернуть с этого пути.
Прощание с любовью. Убежище в кабинете. Оттачивание мастерства.

Картина шестая. Болезнь
Побег из западни чувств и возвращение к одиночеству приносит творческое вдохновение. Однако в этой горячке созидания есть что-то подозрительное, беспокоящее. Болезнь, призрак смерти.
Кто мог бы в этой ситуации оказать поддержку, чтобы закончить дело? Только Сестра и Мать, надёжные, заботливые женщины. И вот они появляются! В действительности? В грёзах? Одно от другого в лихорадке не отличишь.
К маэстро приходит группа завсегдатаев Салона. Прикрываясь заботливостью и сердечностью, они на самом деле руководствуются эгоизмом, исполнены любопытства и предвкушают развлечение. Задача всякого человека искусства – развлекать. Чтобы забавлять, очаровывать, поражать. Если он отказывается это делать, пусть даже и прикованный к постели болезнью, тогда его забудут. Высшее общество найдёт себе другого фаворита.
Доктора не в состоянии оправдать надежд и ожиданий. Предлагаемое лечение не приводит к излечению. Их подход к пациенту скорее предрекает смерть, чем сулит здоровье.

Картина седьмая. Сон и смерть
Единственное облегчение в страдании даёт присутствие Сестры, которое действует как бальзам. «Забудь об остальном мире. Не думай о нём, спи».
Во сне появляется Мать. «Не бойся меня, успокойся: как в первые минуты жизни, ты уснёшь в моих объятьях».
Мечта о том, чтобы ещё раз ринуться в полёт – снова выступить в Салоне. Вознестись на вершину и умереть. Сила этого желания рождает иллюзию. Спальня превращается в Салон, который наполняется людьми.
Эхо первого успеха – признание мастерства. Но уже никто, как прежде, не поддержит обессилевшего музыканта, когда тот оседает на землю. Иллюзорная толпа исчезает. И только одно остаётся навсегда: это Искусство – Музыка.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)