КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Пролог. Портрет эпохи Художник (Эжен Делакруа) создаёт портрет эпохи: Фредерик Шопен и двенадцать «апостолов», представителей творческой интеллигенции, близких и далёких друзей композитора, которые в значительной мере сформировали эпоху романтизма: Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Франсуа Шатобриан, Астольф де Кюстин, Генрих Гейне, Ференц Лист, Феликс Мендельсон-Бартольди, Адам Мицкевич, Николо Паганини, Жорж Санд, Роберт Шуман. Часть I Картина первая. В краю детских лет Воспоминание: как всё началось. Вундеркинд, родившийся в светлую эпоху Княжества Варшавского. Мечтатель. Шутник. Волшебник. Народное гуляние в деревне. Слышны голоса, которыми говорит мир. Тиран (великий князь Константин) строг и жесток даже по отношению к своей жене. Его ужасный гнев может быть усмирён только игрой чудесного молодого человека. Поражённый его игрой, князь прекращает рвать и метать от ярости и, зачарованный, дарит музыканту перстень.
Картина вторая. Призрак бунта и поражения В народе витают освободительные идеи: сбросить ярмо неволи, избавиться от тирании и лжи, пусть люди станут братьями! К сожалению, империя зла пока сильнее этих идей. Фантом насилия и поражения становится реальностью. Как в такой ситуации должен вести себя гений? Пойти за Музыкой или на поединок со Смертью? Присоединиться к движению сопротивления? Участвовать в заговорах, действовать, бороться? Или всё же следовать голосу собственного призвания? Кажется, это верный ответ, но не будет ли это предательством, замаскированным выбором комфорта и безопасности? Обдумать это в спокойном месте – в святилище. Вдохновение, которое там нисходит на композитора (аккорд Скерцо си-минор), ведет к принятию решения. Нужно оставить дом, любимый край и одиноко отправиться в путь. В меланхолическом настроении складывать Песнь Судьбы Человека. Картина третья. Дорога Отправиться в дорогу… в мир… «За горы, за леса, за моря». Звучит это прекрасно и возвышенно, но в действительности – выглядит совершенно заурядно. Проза жизни смешна: чемоданы, багаж – вечная комедия ошибок. А романтические позы, торжественное прощание могут быть даже и совершенно гротескными. Наконец, почтальон и кучер делают знак, что пора выезжать. «Прощай, дорогой Тит (Войцеховский), прощайте, друзья…» В дорогу! По деревням и городам. В центр, в Метрополию. Картина четвертая. Метрополия К кому в столице обратиться в первую очередь? К кому же еще, как не к родственной душе, к другому гению! Мэтр-ровесник (Роберт Шуман) принимает его в своем кабинете. Демонстрация талантов. Взаимный восторг и дружба с первого взгляда. «Господа, снимайте шляпы! Перед вами новый гений». Дорога к вершинам открыта. Сливки высшего света прибывают в Салон, чтобы познакомиться с композитором. Ослепительное выступление. Очарование и аплодисменты. Салон воздаёт честь и признание гению. Часть II Картина пятая. Триумф и любовь Слава, вершина успеха. «Высший свет» уже не только восхищается и аплодирует, но и добивается расположения: светские львы, снобы и особенно дамы. Одна из них – знаменитость (Жорж Санд), идет напролом. Чтобы покорить сердце избранника, капризно бросает партнёра (Альфреда де Мюссе), который её сопровождает. Сцена ревности. Скандал. Бегство в мир любви. Идиллия в солнечном Ноане. Пока сердце дремало, душу не затрагивали безумные порывы. Но, разбуженные, они демонстрируют свою иную сторону – вечную ненасытность. Идеальная любовь скучна. Нужна другая, новая. Тем более что дочка Дамы (Соланж), молоденькая и красивая, не скрывает своего увлечения. Возвращается мотив ревности. Теперь переживает это чувство та, что недавно изменила своему партнёру. Поединок двух женщин в борьбе за Недоступного. Разгоревшаяся страсть оказывается западнёй. Она уводит от призвания. Идеал Искусства призывает свернуть с этого пути. Прощание с любовью. Убежище в кабинете. Оттачивание мастерства.
Картина шестая. Болезнь Побег из западни чувств и возвращение к одиночеству приносит творческое вдохновение. Однако в этой горячке созидания есть что-то подозрительное, беспокоящее. Болезнь, призрак смерти. Кто мог бы в этой ситуации оказать поддержку, чтобы закончить дело? Только Сестра и Мать, надёжные, заботливые женщины. И вот они появляются! В действительности? В грёзах? Одно от другого в лихорадке не отличишь. К маэстро приходит группа завсегдатаев Салона. Прикрываясь заботливостью и сердечностью, они на самом деле руководствуются эгоизмом, исполнены любопытства и предвкушают развлечение. Задача всякого человека искусства – развлекать. Чтобы забавлять, очаровывать, поражать. Если он отказывается это делать, пусть даже и прикованный к постели болезнью, тогда его забудут. Высшее общество найдёт себе другого фаворита. Доктора не в состоянии оправдать надежд и ожиданий. Предлагаемое лечение не приводит к излечению. Их подход к пациенту скорее предрекает смерть, чем сулит здоровье. Картина седьмая. Сон и смерть Единственное облегчение в страдании даёт присутствие Сестры, которое действует как бальзам. «Забудь об остальном мире. Не думай о нём, спи». Во сне появляется Мать. «Не бойся меня, успокойся: как в первые минуты жизни, ты уснёшь в моих объятьях». Мечта о том, чтобы ещё раз ринуться в полёт – снова выступить в Салоне. Вознестись на вершину и умереть. Сила этого желания рождает иллюзию. Спальня превращается в Салон, который наполняется людьми. Эхо первого успеха – признание мастерства. Но уже никто, как прежде, не поддержит обессилевшего музыканта, когда тот оседает на землю. Иллюзорная толпа исчезает. И только одно остаётся навсегда: это Искусство – Музыка. |