Луи Шпор
В свое время сочинениями Шпора восхищались и критики, и публика, и композиторы (среди которых Роберт Шуман). Современники его ставили в один ряд с Гайдном, Моцартом и Бетховеном. Но уже к концу позапрошлого столетия произведения Шпора были вытеснены из концертных залов и театров музыкой Вагнера и Листа.
До наших дней сохранили популярность несколько сочинений Шпора, а также его изобретения в области исполнительской практики – например, именно он впервые использовал для управления оркестром дирижерскую палочку. Блестящий скрипач и композитор, некогда участвовавший в музыкальном поединке с самим Паганини, Шпор соединил в своем творчестве традиции венского классицизма и новые веяния романтического искусства. У Шпора Вебер и Вагнер позаимствовали некоторые из своих идей о новом понимании оперного жанра.
Иоганнес Брамс
Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор, соч. 114
Иоганнес Брамс обращался к жанру фортепианного трио на протяжении всей жизни. Первое трио было создано им в двадцать лет, а Пятое трио ля минор он завершил в 1891 году, в возрасте 58 лет. Это сочинение отличается необычным исполнительским составом – вместо скрипки солирующая партия в нем поручена кларнету. Брамс остановил свой выбор на этом инструменте, потому что был вдохновлен искусством кларнетиста Рихарда Мюльфельда, солиста Майнингенского оркестра. За особую мягкость звука, нежность и трепетность исполнительской манеры Брамс наградил Мюльфельда прозвищем «Фройляйн Кларнет». В четырех частях Трио композитор органично и естественно использует различные жанровые модели: ноктюрн во второй части, венский вальс – в третьей (к слову, Брамса связывали теплые дружеские отношения с Иоганном Штраусом-младшим) и черты венгерской танцевальной музыки – в финале. Удивительно, насколько композитору удалось сохранить в этом позднем произведении непосредственность и свежесть эмоций.
|
|
Йозеф Гайдн. Струнный квартет соч. 76 № 2 ре минор
Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре. Тональность квартета – ре минор – имела для композиторов XVIII века особое значение. Именно в ре миноре Моцарт написал мрачную и трагическую фантазию для фортепиано, овеянные страхом смерти сцены «Дон Жуана» и, наконец, знаменитый Реквием. Еще более очевидной кажется связь квартета с большим духовным ре минорным сочинением, которое Гайдн создавал одновременно с опусом 6 и в итоге назвал Missa in angustiis – «Месса под гнетом» (или «в страхе»). Эти аналогии объясняют неожиданные черты музыки квартета: мятущуюся, взволнованно-пульсирующую музыку первой и четвертой частей, мрачную наступательность менуэта, смелые тональные сдвиги внутри частей – признаки наступающего XIX века.
Альфред Шнитке. Струнный квартет № 3
В музыке Шнитке нашли отражение все катаклизмы, потрясшие искусство XX века. Через большинство сочинений Шнитке проходит мысль о поиске нравственного порядка, духовного обновления, которое все чаще понимается современными композиторами в религиозном ключе. Как и многие композиторы XX века, в своем творчестве Шнитке вступает в диалог с ушедшими эпохами. Так, его Второй струнный квартет почти целиком основан на древнерусских церковных напевах. В Третьем квартете темы из Stabat Mater Орландо Лассо, бетховенской Большой фуги и знаменитая анаграмма Шостаковича DSCH переплавляются в элементы собственного языка.
Марина Иовлева
|