Для творчества Александра Кастальского характерно тяготение к глубинным национальным истокам и поиск самобытного пути русской музыки.
В 1886 году он поступил на службу в Московское синодальное училище церковного пения. В этом училище обучались мальчики-певчие Синодального хора, который был старейшим русским хором, ведущим свою историю от патриарших певчих дьяков. В течение многих столетий хор пел в Успенском соборе Московского Кремля. Кастальский попал в Синодальное училище и Синодальный хор накануне их реформирования. Руководить реформами был приглашен из Казани в Москву известный ученый Степан Васильевич Смоленский.
Результаты деятельности Смоленского превзошли все ожидания. В созданной им атмосфере громадного пиетета перед церковно-певческим наследием родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие преподаватели и ученики Синодального училища. В их числе оказался и Александр Дмитриевич Кастальский – в то время 40-летний преподаватель фортепиано и помощник регента Синодального хора.
«Братское поминовение» – самое крупное произведение Александра Кстальского. Оно было написано в начале Первой мировой войны и является единственным в мире музыкальным памятником, посвящённым её жертвам. Сочинение мыслилось композитором как поминовение у братских могил.
Помимо «Братского поминовения» Александром Кастальским была создана опера «Клара Милич» по повести И.С. Тургенева, детская опера «Серый волк и Иван-царевич», кантата «Стих о церковном русском пении», 8 пьес для фортепиано на грузинские народные темы, цикл «Из минувших веков (опыт музыкальных реставраций)» и др. произведения.
|