Санкт-Петербург, Концертный зал

Квартет Такача


Седьмой концерт 15-го абонемента
Людвиг ван Бетховен
Квартет соч. 18, № 6, си-бемоль мажор
Квартет соч. 135, фа мажор
Квартет соч. 59, № 3, до мажор (посвящен графу А. Разумовскому)
Эдуард Дазинберр (1-я скрипка)
Кароли Шранц (2-я скрипка)
Джеральдина Уолтер (альт)
Андраш Фейер (виолончель)
 Лина Янг Джу Бан 6 мая в Концертном зале
в составе квартета вместо Кароли Шранца
выступит Лина Янг Джу Бан (2-я скрипка)
     

На пороге тридцатилетия Людвиг ван Бетховен рискнул впервые обратиться к жанру струнного квартета. Образцами ему послужили, главным образом, произведения его старшего современника Йозефа Гайдна, которые он изучал, собственноручно переписывая. Согласно традиции, в дебютный опус 18 вошло шесть квартетов. Сочинялись они с середины 1798 года и в 1800-м были основательно переработаны. Композитор посвятил их меценату князю Лобковицу.
По сравнению с другими сочинениями Бетховена тех лет, стиль квартетов соч. 18 консервативен: пробуя перо в новом и сложном жанре, композитор проявлял некоторую осторожность. Однако подойдя к шестому квартету, он счел возможным ее отбросить. В квартете № 6 си-бемоль мажор смелость музыки нарастает от первой части к последней. Наиболее оригинальная из них – финал, который открывается медленным хроматическим вступлением, озаглавленным «Меланхолия».

 

Квартет фа мажор, соч. 135 ознаменовал прощание Бетховена с этим жанром. Он был написан летом и осенью 1826 года и посвящен композитором своему другу Иоганну Вольфмайеру. В отличие от предшествующих квартетов, фа мажорный не был никем Бетховену заказан, однако исполнение и публикация в Париже и Берлине не заставили себя долго ждать. Беспрецедентная сложность поздних квартетов Бетховена в то время не отпугивала ни музыкантов, ни издателей, ни слушателей.
После серии фантазийных, экспериментальных квартетов, сочиненных для князя Голицына (за каждый из которых Бетховен запрашивал гонорар ни много, ни мало 50 дукатов), фа мажорный квартет – возвращение к классическому облику жанра. Его композиция почти так же ясна и традиционна, как в квартетах из дебютного опуса 18.
Финалу своего последнего квартета Бетховен предпослал нотный эпиграф. Выписав первые фразы вступления и быстрой части финала, он подписал под нотами слова вопроса и ответа: «Должно ли так быть? – Да будет так!»

 

Написанные в 1806 году три квартета соч. 59, Бетховен посвятил русскому послу в Вене графу Андрею Кирилловичу Разумовскому. Тот был страстным меломаном и впоследствии участвовал в домашних исполнениях многих квартетов композитора, играя партию второй скрипки.
Второй квартетный опыт Бетховена (после шести квартетов соч. 18) поначалу был признан чрезмерно трудным, хотя первыми исполнителями соч. 59 стали музыканты знаменитого квартета Игнаца Шуппанцига. Особенно сложными показались партии альта и виолончели. Вскоре, однако, квартет Шуппанцига освоился с трудностями. В будущем артистам предстояло поступить на службу к графу Разумовскому, затем отправиться в Россию, дабы услаждать слух таких меломанов, как князь Голицын, а также первыми сыграть поздние квартеты Бетховена.
Посвященные Разумовскому квартеты, носят название «Русских». В первых двух Бетховен использовал темы русских песен, вероятно, из обнаруженного им в графской библиотеке сборника Львова – Прача. Так в композиторе впервые пробудился интерес к фольклору. С этой точки зрения квартет соч. 59 № 3 – наименее «русский», ибо в нем русских тем нет. Однако загадочное вступление, сочиненное вне тональности, и виртуозная финальная фуга делают его не менее привлекательным.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход