Санкт-Петербург, Концертный зал

Франк. Лучук. Маркулл. Шопен. Видор


Вечер органной музыки
Сезар Франк. Хорал ля минор № 3
Юлиуш Лучук. «Мариинские прелюдии»
Фридрих Вильгельм Маркулл. Соната соч. 56
Фредерик Шопен. Прелюдии ля мажор № 7 и до минор № 20
Шарль-Мари Видор. Симфония № 4

 

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

К жанру хорала французский композитор Сезар Франк (1822–1890) обратился лишь в 1890 году, после двенадцатилетнего перерыва в творчестве. Три хорала справедливо называют духовным завещанием композитора. Окончив сочинение Первого хорала ми мажор 7 мая 1890 года, он в течение лета завершает хоралы си минор № 2 и ля минор № 3, подводя в них итоги своего длительного творческого пути. В характере каждого хорала проявляется связь с символикой Святой Троицы. Первый – ассоциируется с образом Бога Отца. Его характеру свойственна эпическая повествовательность. Второй хорал обращает слушателя к страданиям Христа, на что указывает его тональная семантика. В основе этого хорала – жанр траурного шествия – пассакалия. Третий хорал воплощает образ Святого Духа. Этому способствует фактура крайних разделов пьесы, создающая ощущение стремительного полета.

Среди современных польских композиторов и музыковедов особого внимания заслуживает имя Юлиуша Лучука (1927), в творчестве которого сочетаются различные музыкальные жанры и техники для их претворения. Усовершенствовав свое музыкальное образование в Париже, композитор мастерски соединяет классические и современные опыты композиции, активно пользуется авангардными приемами и эффектами. Композитор много пишет для детей и молодежи. В зрелом творчестве Юлиуша Лучука преобладает религиозная тематика. Характерный пример – оратория «Святой Франциск Ассизский».
Мариинские прелюдии (Preludia Maryjne) – цикл из 10 прелюдий на тему известной католической песни, отмеченный в 1982 году второй премией конкурса Gamberoni Lago Maggiore (Италия), – также имеет ярко выраженные черты современной композиции.

Органист, пианист и композитор Фридрих Вильгельм Маркулл (1815–1887) родился в Рейхенбахе – городке прусской провинции Силезия. Первоначально он был учеником своего отца – органиста Карла Клосса, а также изучал композицию у Фридриха Шнейдера в Дессау. Впоследствии Маркулл пользовался признанием не только как композитор и пианист, но и как музыкальный критик, чьи работы были опубликованы в немецкой газете Danziger. Маркулл является одним из тех художников, чье творчество развивалось в узком кругу музыкантов. Вероятно в силу этого обстоятельства, оно не получило в его время столь мощного резонанса. Им написано около пятидесяти сочинений. Среди них можно найти различные жанры: три оперы, две оратории, реквием, псалом, несколько симфоний, многочисленные песни и пьесы для фортепьяно, несколько работ для органа, среди которых «Книга хоралов» и соната соч. 56.

 

Фредерик Шопен (1810–1849) одним из первых возродил жанр прелюдии на романтической основе, освободив его от изначального предназначения вступительной пьесы. Его прелюдии стали самостоятельными, художественно завершенными произведениями. Цикл прелюдий Шопена – гениальный образец музыкальной лирики, где представлено все эмоциональное богатство музыки композитора – от интимно-лирических настроений до яростного драматизма прелюдии до минор № 20. Уникальность шопеновских миниатюр связана с тем, что в каждой прелюдии слушатель находит признаки разных жанров: игриво-грациозной мазурки (прелюдия ля мажор № 7), вокально-ариозной песни без слов (№ 17), лирико-проникновенного ноктюрна (№ 15), возвышенного хорала, воплощенного в звуках органа (заключительная прелюдия до минор № 20). Цельность цикла обусловлена замыслом Шопена, возникшего, предположительно, после ноябрьского восстания в Польше. Отсюда мучительные раздумья композитора, меланхоличность настроений, пронизывающая многие страницы шопеновских прелюдий.

Среди сочинений Шарля-Мари Видора особое место отводится симфонии. В течение тридцати лет (с 1872 по 1901 годы) Видор создал десять опусов в этом жанре. Интересно, что симфонии с Первой по Восьмую не имеют программного подзаголовка, а Девятая и Десятая отличаются авторским указанием на программу – Девятая носит название «Готической», а десятая – «Романской».
Шарль-Мари Видор писал свои симфонии, в первую очередь, для собственной концертной практики. Будучи крупнейшим исполнителем-виртуозом, он стремился показать безупречное владение всеми тонкостями своего инструмента, насыщая симфонии небывалыми техническими сложностями. В целом, подобная тенденция была характерна для французской композиторской практики того времени.
В Четвертой симфонии, написанной в 1872 году, воплощены типичные для жанра органной симфонии черты. Ее звучание можно сравнить с живописной мозаикой, освещающей калейдоскопом оттенков парижские соборы.

Анна Коленькова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход