Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа
К жанру хорала французский композитор Сезар Франк (1822–1890) обратился лишь в 1890 году, после двенадцатилетнего перерыва в творчестве. Три хорала справедливо называют духовным завещанием композитора. Окончив сочинение Первого хорала ми мажор 7 мая 1890 года, он в течение лета завершает хоралы си минор № 2 и ля минор № 3, подводя в них итоги своего длительного творческого пути. В характере каждого хорала проявляется связь с символикой Святой Троицы. Первый – ассоциируется с образом Бога Отца. Его характеру свойственна эпическая повествовательность. Второй хорал обращает слушателя к страданиям Христа, на что указывает его тональная семантика. В основе этого хорала – жанр траурного шествия – пассакалия. Третий хорал воплощает образ Святого Духа. Этому способствует фактура крайних разделов пьесы, создающая ощущение стремительного полета.
Среди современных польских композиторов и музыковедов особого внимания заслуживает имя Юлиуша Лучука (1927), в творчестве которого сочетаются различные музыкальные жанры и техники для их претворения. Усовершенствовав свое музыкальное образование в Париже, композитор мастерски соединяет классические и современные опыты композиции, активно пользуется авангардными приемами и эффектами. Композитор много пишет для детей и молодежи. В зрелом творчестве Юлиуша Лучука преобладает религиозная тематика. Характерный пример – оратория «Святой Франциск Ассизский». Органист, пианист и композитор Фридрих Вильгельм Маркулл (1815–1887) родился в Рейхенбахе – городке прусской провинции Силезия. Первоначально он был учеником своего отца – органиста Карла Клосса, а также изучал композицию у Фридриха Шнейдера в Дессау. Впоследствии Маркулл пользовался признанием не только как композитор и пианист, но и как музыкальный критик, чьи работы были опубликованы в немецкой газете Danziger. Маркулл является одним из тех художников, чье творчество развивалось в узком кругу музыкантов. Вероятно в силу этого обстоятельства, оно не получило в его время столь мощного резонанса. Им написано около пятидесяти сочинений. Среди них можно найти различные жанры: три оперы, две оратории, реквием, псалом, несколько симфоний, многочисленные песни и пьесы для фортепьяно, несколько работ для органа, среди которых «Книга хоралов» и соната соч. 56. | Фредерик Шопен (1810–1849) одним из первых возродил жанр прелюдии на романтической основе, освободив его от изначального предназначения вступительной пьесы. Его прелюдии стали самостоятельными, художественно завершенными произведениями. Цикл прелюдий Шопена – гениальный образец музыкальной лирики, где представлено все эмоциональное богатство музыки композитора – от интимно-лирических настроений до яростного драматизма прелюдии до минор № 20. Уникальность шопеновских миниатюр связана с тем, что в каждой прелюдии слушатель находит признаки разных жанров: игриво-грациозной мазурки (прелюдия ля мажор № 7), вокально-ариозной песни без слов (№ 17), лирико-проникновенного ноктюрна (№ 15), возвышенного хорала, воплощенного в звуках органа (заключительная прелюдия до минор № 20). Цельность цикла обусловлена замыслом Шопена, возникшего, предположительно, после ноябрьского восстания в Польше. Отсюда мучительные раздумья композитора, меланхоличность настроений, пронизывающая многие страницы шопеновских прелюдий. Среди сочинений Шарля-Мари Видора особое место отводится симфонии. В течение тридцати лет (с 1872 по 1901 годы) Видор создал десять опусов в этом жанре. Интересно, что симфонии с Первой по Восьмую не имеют программного подзаголовка, а Девятая и Десятая отличаются авторским указанием на программу – Девятая носит название «Готической», а десятая – «Романской». Анна Коленькова |