Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Дениса Мацуева (фортепиано)


Франц Шуберт. Соната ля минор
Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор («Аппассионата»)
Эдвард Григ. Шесть поэтических музыкальных картинок. Соната ми минор
Ференц Лист. «Мефисто-вальс» № 1 ля мажор

Соната ля минор – одно из наиболее оригинальных сочинений Франца Шуберта для фортепиано – была создана композитором в феврале 1823 года, во время короткой передышки между обострениями болезни. Она появилась на свет рядом с такими шедеврами, как вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» и музыка к пьесе «Розамунда». По сравнению с более поздними сонатами ля минорная не так масштабна. Однако три ее части необычайно богаты музыкальными идеями, которые теснятся на нотных страницах, быстро и своевольно сменяя друг друга. (Может быть, оттого, что этой сонате предшествовало несколько начатых и брошенных сонатных замыслов, и все не воплотившиеся в них мысли торопились уместиться в новом произведении?) Первая часть (Allegro giusto) полна тревожных контрастов. Шуберт словно бросается из крайности в крайность без определенного плана, отчего форма кажется хаотичной. Вторая часть (нечто вроде интермеццо) оставляет впечатление некой незаконченности. Лирику этого Andante подтачивает изнутри, то и дело вторгающийся тревожный мотив, а беспокойный финал (Allegro vivace) больше напоминает скерцо.

 

Людвиг ван Бетховен. Соната № 23 фа минор («Аппассионата»), соч. 57
Соната № 23 создана Бетховеном в 1804–1805 годах и посвящена графу Францу фон Брунсвику. Название «Аппассионата» присвоил ей в 1838 году издатель Август Кранц, опубликовавший переложение сонаты для фортепиано в четыре руки. В таком виде ее виртуозная музыка была доступнее любителям, а подчеркнутая названием страстность привлекала поклонников нового романтического искусства – хотя железной воли в сонате не меньше, чем страсти.
Сам Бетховен упоминал о связи этого произведения с «Бурей» Шекспира. В полном согласии с его словами – беспокойные контрасты и многочисленные эффекты «светотени» в первой части, стихийная мощь финала. Благородная и возвышенная вторая часть полна неземного покоя. Античные в своей простоте контуры ее темы не теряются, но ясно прослушиваются в каждой из четырех вариаций.
Композитор считал «Аппассионату», духом и масштабом подобную его «Героической» симфонии, величайшей из своих фортепианных сонат. Впоследствии ее громадная популярность подтвердила правоту Бетховена.

 

Эдвард Григ не всегда сознавал себя норвежским композитором. Окончив Лейпцигскую консерваторию, он переехал в Копенгаген. Там в 1863 году и появились Шесть поэтических музыкальных картинок, соч. 3, в которых нет еще абсолютно ничего норвежского, зато Григ впервые проявляет себя в них как оригинальный лирик – будущий автор знаменитых «Лирических пьес». Особенно ярко индивидуальность композитора чувствуется в двух последних «картинках» (фа мажор и ми минор).
Единственная соната Грига ми минор соч. 7 написана всего двумя годами позже, но в ней уже шумановский романтизм счастливо сочетается с национальным стилем. Даже менуэт похож на норвежский танец. Четырехчастная соната опровергает мнение о Григе как о миниатюристе. Бурный темперамент, не всегда ему присущий, но здесь вдруг прорвавшийся, не помешал выстроить строгую, чеканную форму.
Соната посвящена скрипачу и композитору Нильсу Гаде, главе Музыкального общества и консерватории в Копенгагене, бывшем тогда традиционным местом жительства молодых норвежских композиторов.

 

Образы Фауста и Мефистофеля сопровождали Ференца Листа на протяжении всей жизни. Его перу принадлежат «Фауст-симфония» по трагедии Гёте, виртуозные обработки фрагментов из «Фауста» Гуно и «Осуждения Фауста» Берлиоза, четыре оригинальные «Мефисто-вальса», а также «Мефисто-полька». Четыре вальса вдохновлены отнюдь не гётевским шедевром, а поэмой «Фауст» уроженца Венгрии Николауса Ленау. Поэма отличается утрированно романтической трактовкой темы и по праву может войти в собрание «романтической дьяволиады» – Мефистофель у Ленау вышел ярче самого Фауста, что, конечно, не ускользнуло от внимания Листа.
«Мефисто-вальс» № 1 (с подзаголовком «Танец в деревенском кабачке, эпизод из "Фауста" Ленау») сочинен между 1856 и 1861 годом и сразу же оркестрован. Вальс обманчиво начинается имитацией настройки деревенского оркестрика, а далее разворачивается в целую симфоническую поэму, настоящий апофеоз романтического вальса, который предстает томным, демоническим… и завершается фантасмагорией. А кроме того, первый «Мефисто-вальс», посвященный пианисту-виртуозу Карлу Таузигу, – феерически блестящая концертная пьеса!

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход