Санкт-Петербург, Концертный зал

Равель. Малер


Девятый концерт 12-го абонемента
Морис Равель. Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор
 Сюита из балета «Дафнис и Хлоя»
Густав Малер. Симфония № 10

 

Симфонический оркестр Мариинского театра

Два Концерта для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (1875–1937) принадлежат к числу наиболее значительных произведений в этом жанре. Впервые обратившись жанру концерта лишь в конце творческого пути в 1929-1931 гг., Равель увлекся поисками различных решений в рамках одного жанра. Работа проходила одновременно над двумя концертами. В этом Равель находил особый интерес.
По возвращении Равеля домой из США у него зародилась идея написать концертную пьесу на баскские темы. Важно отметить постоянно меняющиеся планы композитора по поводу композиции будущего концерта. Известно, например, что сначала он предполагал завершить концерт пианиссимо и трелями, а на самом деле закончил его форте и октавами. Сам композитор так говорил про свой Первый концерт соль мажор: «Это концерт в точном смысле этого слова в духе концертов Моцарта или Сен-Санса». По мнению Равеля, музыка произведения этого жанра «может быть веселой и блестящей; но не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм». Музыка второй части концерта, Adagio, завораживает несколько холодноватой красотой. Вдохновенная мелодика рождает ассоциации с барочными образцами баховской музыки (хотя композитор указывал на другую «модель» – Кларнетовый квинтет Моцарта). Вместе с тем музыка этой части – пример редкой экономии средств, в ней, казалось бы, нет ничего концертного – так скупа фактура, так редки отступления от медлительного развертывания музыки.

 

Вершиной предвоенного творчества Равеля и одним из самых значимых его сочинений стал балет «Дафнис и Хлоя», созданный на древнегреческий сюжет о невинной жизни и любви пастуха и пастушки на лоне природы. Сам Равель писал о балете: «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».
Позднее из музыки балета композитор составил две оркестровых сюиты. Наибольшей популярностью пользуется вторая сюита написанная в 1912 году на основе трех последних номеров балета: № 10 («Восход солнца»), № 11 («Пантомима») и № 12 («Общий танец»). Музыка сюиты начинается с картины восходящего солнца. Вызывая у слушателя богатейшую гамму ощущений, Равель изображает звуками краски и ароматы рассвета. Затем томная нега превращается в медленный, завораживающий восточный танец. Завершает сюиту гимн свету и жизни: вьющаяся тема утопает в стрекочущих, шелестящих, пульсирующих звучностях.


Десятая – последняя симфония Густава Малера, оставшаяся неоконченной. Композитор работал над ней в 1910 году в состоянии глубочайшего отчаяния. Грандиозное симфоническое полотно (длительностью почти полтора часа) он задумал в пяти частях, расположенных симметрично. По краям находятся две медленные части, каждая громадной продолжительности. Вторая и четвертая части – скерцо, а в самой середине – часть под названием «Чистилище».
До своей смерти, последовавшей в 1911 году, Малер успел завершить и оркестровать лишь первую и третью части, остальные остались в виде неоркестрованного эскиза. За прошедшее столетие было предпринято немало попыток завершить Десятую симфонию. Законченная самим Малером первая часть часто звучит отдельно (благодаря своим уникальным масштабам она вполне самодостаточна), а среди исполнительских версий наибольшей популярностью пользуется версия Дерика Кука, впервые прозвучавшая в Лондоне 13 августа 1964 года. 

 

 

 

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход