Два Концерта для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (1875–1937) принадлежат к числу наиболее значительных произведений в этом жанре. Впервые обратившись жанру концерта лишь в конце творческого пути в 1929-1931 гг., Равель увлекся поисками различных решений в рамках одного жанра. Работа проходила одновременно над двумя концертами. В этом Равель находил особый интерес. По возвращении Равеля домой из США у него зародилась идея написать концертную пьесу на баскские темы. Важно отметить постоянно меняющиеся планы композитора по поводу композиции будущего концерта. Известно, например, что сначала он предполагал завершить концерт пианиссимо и трелями, а на самом деле закончил его форте и октавами. Сам композитор так говорил про свой Первый концерт соль мажор: «Это концерт в точном смысле этого слова в духе концертов Моцарта или Сен-Санса». По мнению Равеля, музыка произведения этого жанра «может быть веселой и блестящей; но не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм». Музыка второй части концерта, Adagio, завораживает несколько холодноватой красотой. Вдохновенная мелодика рождает ассоциации с барочными образцами баховской музыки (хотя композитор указывал на другую «модель» – Кларнетовый квинтет Моцарта). Вместе с тем музыка этой части – пример редкой экономии средств, в ней, казалось бы, нет ничего концертного – так скупа фактура, так редки отступления от медлительного развертывания музыки. Вершиной предвоенного творчества Равеля и одним из самых значимых его сочинений стал балет «Дафнис и Хлоя»,
созданный на древнегреческий сюжет о невинной жизни и любви пастуха и
пастушки на лоне природы. Сам Равель писал о балете: «В этом сочинении
я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько
стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу
моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое
воплощено в произведениях французских художников и писателей конца
XVIII века». Позднее из музыки балета композитор составил две
оркестровых сюиты. Наибольшей популярностью пользуется вторая сюита
написанная в 1912 году на основе трех последних номеров балета:
№ 10 («Восход солнца»), № 11 («Пантомима») и № 12 («Общий танец»).
Музыка сюиты начинается с картины восходящего солнца. Вызывая у
слушателя богатейшую гамму ощущений, Равель изображает звуками краски и
ароматы рассвета. Затем томная нега превращается в медленный,
завораживающий восточный танец. Завершает сюиту гимн свету и жизни:
вьющаяся тема утопает в стрекочущих, шелестящих, пульсирующих
звучностях. Десятая – последняя симфония Густава Малера,
оставшаяся неоконченной. Композитор работал над ней в 1910 году
в состоянии глубочайшего отчаяния. Грандиозное симфоническое полотно
(длительностью почти полтора часа) он задумал в пяти частях,
расположенных симметрично. По краям находятся две медленные части,
каждая громадной продолжительности. Вторая и четвертая части – скерцо,
а в самой середине – часть под названием «Чистилище». До своей смерти, последовавшей в 1911 году, Малер успел завершить
и оркестровать лишь первую и третью части, остальные остались в виде
неоркестрованного эскиза. За прошедшее столетие было предпринято немало
попыток завершить Десятую симфонию. Законченная самим Малером первая
часть часто звучит отдельно (благодаря своим уникальным масштабам она
вполне самодостаточна), а среди исполнительских версий наибольшей
популярностью пользуется версия Дерика Кука, впервые прозвучавшая
в Лондоне 13 августа 1964 года.
| |
|