Санкт-Петербург, Концертный зал

Бах. Моцарт. Дюруфле. Лист


Вечер органной музыки

Иоганн Себастьян Бах. Фантазия и фуга соль минор
Морис Дюруфле. Сюита для органа соч. 5
Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия и фуга фа минор
Ференц Лист. Фантазия и фуга на хорал Ad nos, ad salutarem undam

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

В композиторском наследии И. С. Баха органная музыка занимает ведущее место. Фантазия и фуга соль минор, BWV 542, ныне образующие единый цикл, создавались композитором в разное время, как самостоятельные произведения. Фуга, предположительно, была создана в 1712–1717 годы, а прелюдия немного раньше. Бах объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности сочинения – импровизационную фантазию и строгую полифоническую фугу.
Словом «фантазия» в музыке принято называть инструментальную пьесу, в которой композитор, отступая от привычных структурных схем, дает волю своему воображению. Фуга же – интеллектуальная вершина полифонического стиля.
Бурная патетика и возвышенная лирика – две эмоциональные сферы баховской Фантазии соль минор. Тема фуги происходит от песни-танца 17 века Ick bin gegröt. Скерцозность и игривость темы, подвижность и заостренность ее ритмического рисунка создают контраст монументальным аккордам фантазии.

 

Морис Дюрюфле – французский композитор и органист, продолжатель традиций национальной романтической школы. Его наставниками были: Поль Дюка, преподававший композицию, а также ученики «духовного отца органистов Франции» Сезара Франка – Шарль Турнемир и Луи Вьерн, у которых Дюрюфле в Парижской консерватории обучался искусству игры на органе.
С 1930 года Морис Дюрюфле – органист церкви Сан-Этьен-дю-Мон, с 1942 года – преемник Марселя Дюпре в классе органа Парижской консерватории, а через год – профессор гармонии.
В первый период творчества композитор пишет преимущественно инструментальные произведения. Среди них: Скерцо (1924), Скерцо для оркестра (1940), Прелюдия, речитатив и вариации для флейты, альта и фортепиано (1928). В послевоенные годы Дюрюфле привлекают хоровые жанры. Он пишет четыре мотета (1956), хоры (1960), Мессу  «Cum jubilo» (1966).
Его произведения для органа занимают сегодня особое место в репертуаре исполнителей. Особой популярностью пользуются: Прелюдия, адажио и вариации на хорал Veni Creator, Прелюдия и фуга на имя Аlen, а также Сюита для органа, ор. 5.

 

Среди органных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта – 17 церковных сонат, вокальные церковные сочинения, мессы и многое другое. Особый интерес представляют написанные композитором в последние годы жизни сочинения для механических инструментов и стеклянной гармоники: Фантазия фа минор, KV. 608; Adagio и Allegro фа минор, KV. 594; Andante фа мажор KV. 616 и другие.
Фантазия фа минор, KV. 608 продолжает линию предшествующих ей Adagio си минор и драматически насыщенной Фантазии ре минор. Все фантазии Моцарта – это воспоминания, «музыка памяти». 1787 год был скорбным годом для Моцарта. В этом убеждают исполненные печали и смятения письма композитора, потерявшего в «год судьбы» своего отца, сына, похоронившего своих друзей – графа Хацфельда и доктора Баризани – и, наконец, осенью этого же года пережившего смерть «глубокочтимого» маэстро Глюка.

 

Создатель романтического концертно-виртуозного стиля в органном искусстве Ференц Лист определил важнейшую линию развития органной музыки второй половины XIX – первой трети XX века. Трактовка органа как большого симфонического оркестра вполне соответствовала общеромантическим тенденциям и его личным композиторским пристрастиям.
Первое органное сочинение Листа – Фантазия и фуга на тему хорала Ad nos, ad salutarem undam из оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – написано в 1850 году, в веймарско-альтенбургский период. Премьера сочинения состоялась на инаугурации нового органа Домского собора Мерзебурга 26 сентября 1855 года. Играл ученик композитора Александр Винтербергер. Сам композитор в своих письмах указывает на более ранние исполнения Фантазии дрезденским виртуозом Карлом Августом Фишером.
Фантазия и фуга – самое грандиозное и развернутое из всех органных сочинений Листа. Это произведение представляет собой развернутую фантазийно-вариационную по форме композицию, в которой фуга является эпизодом.
Основу Фантазии составляет хорал Крещения из I акта оперы Мейербера «Пророк» – своеобразное подражание подлинным средневековым мелодиям. В процессе развития первый мотив хорала превращается в романтический зов, второй – в марш.

 

Анна Коленькова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход