Санкт-Петербург, Концертный зал

Йонген. Франк. Видор. Сен-Санс. Равель. Эскеш. Лангле


Музыка для органа с фортепиано
Йозеф Йонген. Гимн
Сезар Франк. Прелюдия, фуга и вариация
Шарль-Мари Видор. Три дуэта: Аллегретто, Серенада, Тема с вариациями
Камиль Сен-Санс. Четыре дуэта: Каватина, Скерцо, Каприччио, Фантазия и фуга
Морис Равель. Адажио из концерта для фортепиано с оркестром соль мажор (переложение для фортепиано и органа)
Тьерри Эскеш. Choral’s Dream
Жан Лангле. Диптих

 

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

Имя бельгийского композитора XIX–XX веков Йозефа Йонгена (1873–1953), профессора Брюссельской консерватории, чей стиль отличается невероятным эклектизмом, у нас мало известно. Тем не менее, он является автором симфоний, в том числе симфонии для оркестра с органом «Арденнские впечатления» (Impressions d'Ardennes, 1913); симфонических поэм – «Лала Рук» (1904) и «Триптих» (три оркестровые сюиты, 1935); трех симфонических пьес (1951); «Фантазии на две валлонские песни» (1902), увертюр и других сочинений; камерных, фортепианных, органных произведений, среди которых Гимн для органа и струнного оркестра ор. 78 (1924); концертов с оркестром – для скрипки (1899), виолончели (1900), фортепиано (1943) и арфы (1944).

 

«Прелюдия, фуга и вариация» находится в сборнике, озаглавленном Сезаром Франком «Шесть пьес» ор. 20 (1858–1863). Подобно «Новеллеттам» или «Фантастическим пьесам» Шумана, входящие в него сочинения – самостоятельные законченные пьесы. Работа над этим сборником совпала со временем, когда композитор стал работать в церкви св. Клотильды. В это время фирма А. Кавайе-Колля строила для нее новый орган, инаугурация которого состоялась в 1859 году. Впоследствии, именно этот орган стал одним из любимейших инструментов Франка. К тому времени он уже имел все типичные черты органа Кавайе-Колля: особые флейтовые регистры, усиленную группу язычковых, которая использовалась композитором во всех кульминациях для придания звучанию единства звуковой краски, «тонкие» регистры с «мерцающими тембрами. Для своей «Прелюдии, фуги и вариации» Франк избирает модель барочного триптиха («Прелюдия, фуга и чакона» Дитриха Букстехуде или «Токката, Адажио и фуга» Иоганна Себастьяна Баха). При этом барочная фантазия трансформируется в романтическую балладу. Вместо бравурного начала токкатного плана, которое обязательно присутствует в триптихе, Франк создает Прелюдию в духе Шопена. Фуга контрастирует с прелюдией активным, действенным характером. Вариация почти дословно «повторяет» прелюдию. Ее настроение проникнуто смирением и покоем.

 

Шарля-Мари Видора (1844–1937) сегодня знают главным образом благодаря его органным произведениям. На протяжении всей жизни он сопровождал своей игрой службы в соборе Cан-Сюльпис, где стоит один из лучших органов Франции. В бытность профессором Парижской консерватории Видор обучал игре на инструменте Шарля Турнемира и Луи Вьерна и преподавал композицию Марселю Дюпре, Артуру Онеггеру, Дариусу Мийо, Эдгару Варезу и Наде Буланже. Он помогал Альберту Швейцеру в работе над книгой об органной музыке Иоганна Себастьяна Баха. Вдохновленный своим учителем Сезаром Франком, он написал десять симфоний для органа, создав тем самым новый музыкальный жанр; кроме того, ему принадлежит множество разнообразных по форме композиций. Подобно Камилю Сен-Сансу, он пережил свое поколение, дабы на склоне лет с сожалением увидеть, что большинство его пьес утратили популярность. Но сегодня его произведения вновь вызывают интерес и без них не обходится почти ни один органный вечер.

 

Жан Лангле (1907–1991) – выдающийся французский органист XX века. Лангле занимал пост приходского органиста знаменитого парижского собора Cв. Клотильды, где до него работали Сезар Франк и Шарль Турнемир. Лангле очень любил инструмент эпохи Сезара Франка и Астрида-Кавайе-Колля и создал для него все свои органные сочинения.
Лангле принадлежит 254 опуса, среди которых более ста написаны для органа соло. Композитор работал в различных жанрах и направлениях. Но особенно важным для него было органное творчество. Как и близкий друг композитора Оливье Мессиан, Лангле видел в создании произведений для органа свою религиозную миссию. «Я музыкант-бретонец католической веры», – любил повторять Лангле. Оба художника трактовали органную композицию как своеобразный комментарий к Священному Писанию.
Лангле не стал новатором, не создал, подобно Сезару Франку и Луи Вьерну, школы с множеством учеников и последователей. Но при этом он обрел индивидуальный и всегда узнаваемый композиторский стиль, отличающийся яркой виртуозностью и импровизационностью. Лангле привлекал концертный потенциал органа, его оркестровая звучность, богатство тембровых возможностей. В память о композиторе Бернард де Кастельбаяк сказал: «С Жаном Лангле Музыка утратила Господа».

 

Два Концерта для фортепиано с оркестром Мориса Равеля (1875–1937) принадлежат к числу наиболее значительных произведений в этом жанре. Впервые обратившись к жанру концерта лишь в конце творческого пути в 1929–1931 гг., Равель увлекался поисками различных решений в рамках одного жанра. Работа проходила одновременно над двумя концертами. В этом Равель находил особый интерес.
По возвращении Равеля домой из США у него зародилась идея написать концертную пьесу на баскские темы, чей образ постоянно возникал в его мыслях и музыкальных произведениях. Важно отметить постоянно меняющиеся планы композитора по поводу композиции будущего концерта. Известно, например, что сначала он предполагал завершить концерт пианиссимо и трелями, а на самом деле закончил его форте и октавами. Сам композитор так говорил про свой Первый концерт соль мажор: «Это концерт в точном смысле этого слова в духе концертов Моцарта или Сен-Санса». По мнению Равеля, музыка произведения этого жанра «может быть веселой и блестящей; но не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм».
Музыка второй части концерта, Adagio, завораживает несколько холодноватой красотой. Вдохновенная мелодика рождает ассоциации с барочными образцами баховской музыки (хотя композитор указывал на другую «модель» – Кларнетовый квинтет Моцарта). Вместе с тем музыка этой части – пример редкой экономии средств, в ней казалось бы не ничего концертного – так скупа фактура, так редки отступления от медлительного развертывания музыки.

 

Всемирно признанный композитор, органист и мастер импровизации француз Тьерри Эскеш (1965) – один из выдающихся музыкантов современности. В формировании музыканта весомую роль сыграло знакомство с Оливье Мессианом. Мессиан, послушав юного артиста, дал ему творческое напутствие: «работать как органист, работать как импровизатор и еще раз работать как композитор». «Мессиан мне говорил, что его мессы – это синтез его импровизаций. То, что приходило ему в голову во время богослужений, он записывал. С другой стороны, он с легкостью переходил из органного пространства – пространства мануалов – в оркестровое», – замечает Тьерри Эскеш. Эскеш в основном сочиняет для органа (сольные композиции, камерную музыку, концерты, в числе которых: два концерта La Barque Solaire для органа с оркестром), однако он открыт для всех жанров и форм, постоянно исследуя вселенную звука. Его стиль ярко проявился в таких произведениях как Choral’s Dream («Хоральная мечта», 2003) для фортепиано и органа, Scènes de bal для струнного квартета, а также в более масштабных композициях для оркестра: Chaconne (2000) и Vertiges de la croix (2004), Les Nuits hallucinées для меццо-сопрано и оркестра (2004) и оратории Le Dernier Évangile, для двойного хора, органа и оркестра (1999). Он также недавно закончил скрипичный концерт, посвященный Давиду Грималу, и теперь пишет кларнетовый концерт для Поля Мейера и балет для Нью-Йоркского балета. Любовь к кино привела Тьерри Эскеша к сочинению музыки для немого кино. В 1999 году он по заказу Лувра осуществил музыкальное сопровождение фильма Фрэнка Борзажа L’Heure supreme.

 

Органное наследие Камиля Сен-Санса включает 3 фантазии, 3 рапсодии на бретонские темы, 6 прелюдий и фуг, 7 импровизаций, ряд отдельных пьес, оркестровые сочинения с участием органа, а также дуэты для рояля и органа. Интерес Сен-Санса к традициям немецкой полифонии XVII–XVIII веков послужил стимулом к созданию Фантазии и фуги. Также как и в циклах Иоганна Себастьяна Баха, Дитриха Букстехуде, фантазия и фуга – это одноаффектные пьесы, выдержанные в едином образном ключе. Но вместе с тем, романтическая экспрессия, присущая музыке Сен-Санса находит отражение в фантазийном характере первой пьесы. Во времена творческой активности композитора можно заметить тесное взаимодействие органной и фортепианной музыки. Происходит обогащение органной фактуры концертными фортепианными приемами, сложившимися в творчестве Листа: октавная техника, аккордовые репетиции, разнообразные арпеджио вкрапляются в органное письмо. А в фортепианных сочинениях встречаются эпизоды, воспроизводящие органную фактуру. Четыре дуэта, диалога органа и рояля многогранно синтезируют органный и фортепианный стили Сен-Санса.

Анна Коленькова
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход