Санкт-Петербург, Концертный зал

Де Кабесон. Бах. Мендельсон. Вьерн. Мюле. Де ла Рубиа


Вечер органной музыки

Фелис Антонио де Кабесон. Вариации на миланскую гальярду
Вариации на песню кабальеро
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ми минор
Хорал Nun freut euch, lieben Christen gmein
Хорал Wachet auf, ruft uns die Stimme
Феликс Мендельсон. Серьезные вариации ре минор соч. 54
(переложение для органа Р. Смитcа)
Луи Вьерн. Симфония № 3, соч. 28
Анри Мюле. Токката Tu es petra et portae inferi non praevalebunt adversus te
(«Ты – камень и врата ада не одолеют тебя»)
Хуан де ла Рубиа. Импровизация

Диспозиция Органа >>

 

Расцвет органного искусства в Испании пришелся на середину XVI века, породив блестящую плеяду композиторов и органистов, самым известным из которых, несомненно, является Антонио де Кабесон (1510-1566), известный как талантливый композитор и блестящий органист-импровизатор. Неспособность увидеть мир во всех его красотах (композитор был незрячий от рождения), обострила его чрезвычайно тонкий слух. Большая часть из дошедшей до нас музыки Антонио де Кабесона входит в состав сборника «Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы» (виуэла – испанский щипковый инструмент). Среди многообразия жанров, как духовных, так и светских, господствующих в творчестве композитора, важное место занимают обработки песен и инструментальных мелодий, которые часто создавались в форме вариаций. Вариации от лат. variatio&nbs;– изменение, разнообразие – музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором или заимствованной им. Из простых общеизвестных песен возникали яркие виртуозные циклы. К их числу принадлежат Вариации на песню Кабальеро.
Среди инструментальных жанров особой популярностью у испанских композиторов пользовались танцы. Среди них – гальярда – старинный трехдольный танец романского происхождения, распространенный в Европе в конце XV-XVII веках. По своему происхождению гальярда – народный танец, однако в конце XV века ее стали танцевать и при дворе. В творчестве Антонио Кабесона танцевальные жанры тесно связаны с вариационной техникой, как например Вариации на миланскую гальярду.


Музыке Иоганна Себастьяна Баха свойственны новаторство и глубокая укорененность в традиции. Среди многообразия жанров в творчестве великого мастера связь с традицией яснее всего проступает в его хоральных прелюдиях. В основе таких прелюдий лежит протестантский хорал, мелодия которого помещается в верхнем, реже – среднем и нижнем голосе. Решающую роль в превращении хорала в музыкальную основу богослужения сыграл Мартин Лютер. В классическом виде (середина – конец XVI века) протестантский хорал представляет собой песнопения на ритмизованный стихотворный текст с повторяющимися стопами и стихами.
Свои хоральные прелюдии Бах объединил в пять сборников. Среди ценных и интересных хоралов, не вошедших в сборники, находится радостно оживленное трио соль мажор Nun freut euch, lieben Christen gmein. Оно производит странное впечатление и кажется скорее транскрипцией какого-либо отрывка из кантаты. Интересную загадку представляют сочинения Баха, опубликованные им под названием «Шюблеровские хоралы» (BWV 645-650). Они представляют собой переложения трехчастных хоральных арий из кантат и не имеют ничего общего с его обычными хоральными прелюдиями. Цикл из шести хоралов открывает Wachetauf, ruft uns die Stimme.

Органная прелюдия и фуга ми минор BWV 548 входит в цикл «Шесть больших прелюдий и фуг». Произведение было создано композитором в лейпцигский период творчества, между 1723-1729 годами. Во многих сочинениях этого периода чувствуется влияние великого органиста Дитриха Букстехуде. Масштабный цикл основан на драматическом взаимодействии различных тем. В отличие от беспокойного духа произведений Букстехуде и Фрескобальди, опус И.С. Баха «пробуждает ощущение одухотворенного величия» и отличается суровостью и сумрачностью настроений. Использованные в сочинении особые приемы регистровки рождают неповторимые звуковые эффекты.

 

Транскрипция – переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса, или его вольная виртуозная обработка. Через барокко, классицизм, романтизм, XX век, транскрипция пришла и в современный музыкальный мир. Переложение различных сочинений для органа имеет давнюю традицию. Обработка «Серьезных вариаций» Мендельсона, созданная Р. Смитсом – еще один интересный эксперимент в области транскрипции. Он показывает, что для мастера не может существовать препятствий в интерпретации сочинений разных эпох и стилей.
«Серьезные вариации» для фортепиано (1841) Феликса Мендельсона с одной стороны хранят память о классическом наследии Гайдна, Моцарта, Бетховена, с другой – являются порождением романтической эпохи. Им свойственна свободная фантазийность, причудливость и романтическая меланхолия. Транскрипция вариаций для органа возникла не случайно. Ведь известно, что Мендельсон превосходно сочинял для органа и даже создал новый жанр – романтическую органную сонату.


Третья симфония фа-диез минор, соч. 28 (1911) – кульминация в творчестве довоенных лет великого органного романтика Луи Вьерна. Симфония посвящена Марселю Дюпре, французскому композитору, пианисту и органисту. По структуре симфония удивительно компактна. Следуя собственной традиции, композитор сохраняет пятичастный цикл: Allegro maestoso, Cantilene, Intermezzo, Adagio, Final. Примечательно, что в написанной близко по времени оркестровой симфонии Луи Вьерн использует традиционный четырехчастный цикл. Симфонии свойственна особая стилистическая близость музыке Макса Регера. Это проявляется в острой диссонантности, неожиданных аккордовых сопоставлениях. Композитор искал новые гармонические краски, новые выразительные средства, прежде всего, в области гармонии. С Третьей симфонией к Луи Вьерну приходит композиторская и артистическая зрелость.


Жанр токкаты имеет давнюю традицию. Во времена И.С. Баха название «токката» не означало одночастную пьесу виртуозно-моторного характера, как этот термин понимается в наше время. Итальянское слово «toccata», (от ит. «прикосновение», «удар») впервые начало применяться в музыке в XIV веке – тогда оно обозначало маленькую фанфарную пьесу для духовых инструментов и литавр. С XVI столетия токкатами стали называть виртуозные сочинения сначала для лютни, а потом для клавира и органа. Своего расцвета жанр достиг в творчестве И.С. Баха. В XIX веке внимание сосредотачивается на виртуозной стороне жанра, демонстрирующего различные технические возможности исполнителя. Сочинение французского композитора и органиста Анри Мюле (1878–1967) Tu es petra et portae inferi non praevalebunt adversus te яркий образец токкатного жанра в XIX веке. Ученик известных мастеров органного искусства Шарля Видора и Александра Гильмана, Анри Мюле – носитель французской «симфонической» органной традиции. Большую часть своей жизни композитор проработал церковным органистом в соборах Парижа, преподавал также в Schola Cantorum. Тридцать лет из восьмидесяти девяти он провел в уединении в монастыре. В бедности и нищете, отрешении от мирской жизни, Анри Мюле умер. Но его сочинения, созданные для симфонического органа, продолжают жить по сей день.

Анна Коленькова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход