Расцвет органного искусства в Испании пришелся на середину XVI века, породив блестящую плеяду композиторов и органистов, самым известным из которых, несомненно, является Антонио де Кабесон (1510-1566), известный как талантливый композитор и блестящий органист-импровизатор. Неспособность увидеть мир во всех его красотах (композитор был незрячий от рождения), обострила его чрезвычайно тонкий слух. Большая часть из дошедшей до нас музыки Антонио де Кабесона входит в состав сборника «Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы» (виуэла – испанский щипковый инструмент). Среди многообразия жанров, как духовных, так и светских, господствующих в творчестве композитора, важное место занимают обработки песен и инструментальных мелодий, которые часто создавались в форме вариаций. Вариации от лат. variatio&nbs;– изменение, разнообразие – музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочиненной композитором или заимствованной им. Из простых общеизвестных песен возникали яркие виртуозные циклы. К их числу принадлежат Вариации на песню Кабальеро. Среди инструментальных жанров особой популярностью у испанских композиторов пользовались танцы. Среди них – гальярда – старинный трехдольный танец романского происхождения, распространенный в Европе в конце XV-XVII веках. По своему происхождению гальярда – народный танец, однако в конце XV века ее стали танцевать и при дворе. В творчестве Антонио Кабесона танцевальные жанры тесно связаны с вариационной техникой, как например Вариации на миланскую гальярду. Музыке Иоганна Себастьяна Баха свойственны новаторство и глубокая укорененность в традиции. Среди многообразия жанров в творчестве великого мастера связь с традицией яснее всего проступает в его хоральных прелюдиях. В основе таких прелюдий лежит протестантский хорал, мелодия которого помещается в верхнем, реже – среднем и нижнем голосе. Решающую роль в превращении хорала в музыкальную основу богослужения сыграл Мартин Лютер. В классическом виде (середина – конец XVI века) протестантский хорал представляет собой песнопения на ритмизованный стихотворный текст с повторяющимися стопами и стихами. Свои хоральные прелюдии Бах объединил в пять сборников. Среди ценных и интересных хоралов, не вошедших в сборники, находится радостно оживленное трио соль мажор Nun freut euch, lieben Christen gmein. Оно производит странное впечатление и кажется скорее транскрипцией какого-либо отрывка из кантаты. Интересную загадку представляют сочинения Баха, опубликованные им под названием «Шюблеровские хоралы» (BWV 645-650). Они представляют собой переложения трехчастных хоральных арий из кантат и не имеют ничего общего с его обычными хоральными прелюдиями. Цикл из шести хоралов открывает Wachetauf, ruft uns die Stimme.
Органная прелюдия и фуга ми минор BWV 548 входит в цикл «Шесть больших прелюдий и фуг». Произведение было создано композитором в лейпцигский период творчества, между 1723-1729 годами. Во многих сочинениях этого периода чувствуется влияние великого органиста Дитриха Букстехуде. Масштабный цикл основан на драматическом взаимодействии различных тем. В отличие от беспокойного духа произведений Букстехуде и Фрескобальди, опус И.С. Баха «пробуждает ощущение одухотворенного величия» и отличается суровостью и сумрачностью настроений. Использованные в сочинении особые приемы регистровки рождают неповторимые звуковые эффекты. | | Транскрипция – переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса, или его вольная виртуозная обработка. Через барокко, классицизм, романтизм, XX век, транскрипция пришла и в современный музыкальный мир. Переложение различных сочинений для органа имеет давнюю традицию. Обработка «Серьезных вариаций» Мендельсона, созданная Р. Смитсом – еще один интересный эксперимент в области транскрипции. Он показывает, что для мастера не может существовать препятствий в интерпретации сочинений разных эпох и стилей. «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) Феликса Мендельсона с одной стороны хранят память о классическом наследии Гайдна, Моцарта, Бетховена, с другой – являются порождением романтической эпохи. Им свойственна свободная фантазийность, причудливость и романтическая меланхолия. Транскрипция вариаций для органа возникла не случайно. Ведь известно, что Мендельсон превосходно сочинял для органа и даже создал новый жанр – романтическую органную сонату. Третья симфония фа-диез минор, соч. 28 (1911) – кульминация в творчестве довоенных лет великого органного романтика Луи Вьерна. Симфония посвящена Марселю Дюпре, французскому композитору, пианисту и органисту. По структуре симфония удивительно компактна. Следуя собственной традиции, композитор сохраняет пятичастный цикл: Allegro maestoso, Cantilene, Intermezzo, Adagio, Final. Примечательно, что в написанной близко по времени оркестровой симфонии Луи Вьерн использует традиционный четырехчастный цикл. Симфонии свойственна особая стилистическая близость музыке Макса Регера. Это проявляется в острой диссонантности, неожиданных аккордовых сопоставлениях. Композитор искал новые гармонические краски, новые выразительные средства, прежде всего, в области гармонии. С Третьей симфонией к Луи Вьерну приходит композиторская и артистическая зрелость.
Жанр токкаты имеет давнюю традицию. Во времена И.С. Баха название «токката» не означало одночастную пьесу виртуозно-моторного характера, как этот термин понимается в наше время. Итальянское слово «toccata», (от ит. «прикосновение», «удар») впервые начало применяться в музыке в XIV веке – тогда оно обозначало маленькую фанфарную пьесу для духовых инструментов и литавр. С XVI столетия токкатами стали называть виртуозные сочинения сначала для лютни, а потом для клавира и органа. Своего расцвета жанр достиг в творчестве И.С. Баха. В XIX веке внимание сосредотачивается на виртуозной стороне жанра, демонстрирующего различные технические возможности исполнителя. Сочинение французского композитора и органиста Анри Мюле (1878–1967) Tu es petra et portae inferi non praevalebunt adversus te яркий образец токкатного жанра в XIX веке. Ученик известных мастеров органного искусства Шарля Видора и Александра Гильмана, Анри Мюле – носитель французской «симфонической» органной традиции. Большую часть своей жизни композитор проработал церковным органистом в соборах Парижа, преподавал также в Schola Cantorum. Тридцать лет из восьмидесяти девяти он провел в уединении в монастыре. В бедности и нищете, отрешении от мирской жизни, Анри Мюле умер. Но его сочинения, созданные для симфонического органа, продолжают жить по сей день.
Анна Коленькова |