Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Джонатана Бисса (фортепиано)


Шестой концерт 15-го абонемента

Йозеф Гайдн. Соната ля-бемоль мажор
Леош Яначек. «С улицы» (Соната)
Феликс Мендельсон. Песня без слов ля-бемоль мажор соч. 38 № 6
Феликс Мендельсон. Песня без слов ля мажор соч. 102 № 5
Феликс Мендельсон. Песня без слов ре мажор соч. 85 № 4
Феликс Мендельсон. Серьезные вариации ре минор соч. 54
Людвиг ван Бетховен. Шесть багателей соч. 126
Людвиг ван Бетховен. Соната № 26, ми-бемоль мажор

Соната «С улицы» («1 октября 1905 года») – одно из немногих крупных фортепианных сочинений Леоша Яначека, классика чешской музыки ХХ века. Она представляет собой хронику реальных событий, произошедших в Брно 1 октября 1905 года. В этот день состоялась демонстрация чешского населения в поддержку открытия в городе национального университета. Демонстрация была разогнана немецким магистратом, при этом погиб 20-летний рабочий.
Яначек немедленно принялся за сочинение и в январе 1906 года закончил сонату в трех частях: «Предчувствие», «Смерть», «Похоронный марш». Она была сразу же исполнена в Клубе друзей искусства Людмилой Тучковой, но перед самым концертом композитор сжег третью часть, а после уничтожил и ноты оставшихся двух частей (точно так же он поступил и со многими другими своими сочинениями). Только в 1924 году, по случаю 70-летия композитора, Тучкова призналась, что у нее сохранилась копия двух частей сонаты. На сей раз Яначек не стал уничтожать сочинение, а, напротив, снабдил его программой: «Белый мрамор ступеней Беседного дома. Простой рабочий Франтишек Павлик падает, истекая кровью. Он пришел, только чтобы бороться за высшее образование, и был лишен жизни жестокими убийцами».
Это драматичное программное произведение выдает руку прирожденного театрального композитора, автора прекрасных опер. Моравский колорит музыки связан не только с интенсивными занятиями Яначека фольклором, но и с тем, что события в Брно были вызваны именно борьбой за национальную культуру.


Соната соч. 81а и багатели соч. 126 принадлежат к числу произведений Бетховена, наиболее тесно соприкасающихся с эстетикой романтизма, который в то время уже набирал силу.
Соната № 26 написана в 1809–1810 гг. и носит название «Характеристическая соната – прощание, разлука и встреча».
Открывающий первую часть мотив подтекстован композитором: «Lebe wohl! – Прощай!» Этот мотив – своего рода музыкальный эпиграф к сонате. Он получает развитие в поэтичной коде, завершающей тревожную и беспокойную первую часть. Вторая часть («Разлука») полна тяжелой, угнетающей тоски, а финал («Свидание») буквально излучает радость, доброту и благодарность.
В искусстве классицизма программная музыка котировалась куда ниже «чистой», поэтому соната вызвала изумленное восклицание рецензента-современника: «Произведение по случаю, но каким одухотворенным мастером сделано!» Вопреки всем ожиданиям, речь идет не о любви, а о дружбе. Появление сонаты вызвано временным отъездом из Вены эрцгерцога Рудольфа – друга, ученика и мецената, которому и посвящено произведение.
Шесть багателей соч. 126 (1824) – последние сочинения Бетховена в этом жанре. Это не набор отдельных пьес, а цикл, подразумевающий исполнение целиком и без перерыва. Фантазийная непредсказуемость развития, пестрота этого «музыкального калейдоскопа» приводят на память произведения Шумана. Бетховен, словно шутя, «пробует на вкус» новые легкие жанры, например, в шестой багатели – вальс.

 

Соната ля-бемоль мажор Йозефа Гайдна в оригинале обозначена как "дивертисмент". В годы, когда она была написана (а это раннее произведение появилось между 1767 и 1770 годом) было принято называть так самую разнообразную музыку – сонаты, квартеты, оркестровые серенады. И это далеко не всегда указывало на ее развлекательный характер.
Гайдновские сонаты этих лет предназначены еще, скорее, для клавесина, нежели для фортепиано. Очень многие – для исполнения, главным образом, дамами. Сонаты в XVIII веке звучали в камерной, домашней обстановке. Любители часто наслаждались ими, не приглашая слушателей, поэтому композиторы не стеснялись выражать в сонатах самые сокровенные чувства.
Однако эта соната не столько для любителей, сколько для знатоков-интеллектуалов. Все три ее части написаны в сонатной форме и украшены полифоническими приемами. Благородная, серьезная и возвышенная музыка сонаты выходит далеко за пределы популярного в то время «галантного» стиля.


Среди фортепианных произведений Феликса Мендельсона центральное место занимают «Серьезные вариации», оконченные 4 июня 1841 года и напечатанные в Вене в «Бетховенском альбоме» (целью издания был сбор денег на памятник композитору). Мендельсон в это время находился на пике славы и признания, в сентябре ему предстояли назначение капельмейстером короля Фридриха Вильгельма IV и переезд в Берлин.
Образцом для «Серьезных вариаций» послужили «32 вариации» Бетховена. Их тема оригинальна, глубока и богата выразительными деталями. Такие темы трудно развивать, «не снижая планки», но Мендельсон с честью с этим справился.
Многочисленные «Песни без слов» (в общей сложности восемь тетрадей по шесть пьес) принадлежат к числу самых популярных произведений романтической фортепианной музыки. Это прекрасный образец стиля бидермайер в музыке, радовавший издателей и с удовольствием разыгрывавшийся целой армией образованных любителей. Жанр «Песни без слов» – изобретение Мендельсона. Одна из первых «песен» была сочинена им в 1828 году ко дню рождения сестры Фанни, с которой он любил в шутку подбирать слова к различным фортепианным пьесам. Знаменитый «Дуэт» соч. 38 № 3, увенчивающий третью тетрадь «Песен», появился 27 июня 1836 года и посвящен фройляйн Розе фон Воринген. «Песня» соч. 85 № 4 сочинена 6 мая 1845 года, когда композитор в кругу семьи мирно отдыхал во Франкфурте от берлинских обязанностей, а удивительная, с «мерцающим» ритмическим рисунком пьеса соч. 102 № 5 – 12 декабря того же года, когда Мендельсон в разгар концертного сезона буквально разрывался между Лейпцигом и Берлином.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход