Санкт-Петербург, Концертный зал

Иоганн Себастьян Бах и его последователи


Вечер органной музыки

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга до мажор
Роберт Шуман. Этюды для педального фортепиано соч. 56 № 4 и 5
Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH
Иоганнес Брамс. Хоралы Herzliebster Jesu и Herzlich tut mich verlangen соч. 122
Макс Регер. Фантазия и фуга ре минор, соч. 135 b
Импровизация на предложенную тему

Диспозиция Органа >>

 

Творчество Иоганна Себастьяна Баха и, в том числе, его органная музыка оказали огромное влияние на развитие композиторских школ последующих эпох. Подобно Баху к органу – инструменту, без которого не мыслится не только немецкая культура, но и, в определенном смысле, история Германии, – обращались представители немецкой (Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Макс Регер) и венгерской (Ференц Лист) музыки.

В творчестве Роберта Шумана, пожалуй, впервые проявились жанры и формы, характерные для баховского письма. Среди них большая роль принадлежит фуге. Сам автор говорил о его «одержимости» этой формой. Путь в этом жанре Роберт Шуман начинает в 1845 году с фортепианных фуг ор. 72 (первоначальное название – «Характерные фуги»), потом приступает к работе над органными «баховскими» (шесть фуг на имя BACH ор. 60). Работа над этим циклом побудила композитора прибегнуть к так называемому педальному фортепиано – то есть к фортепиано, оснащенному специальной педальной установкой, которое как раз и использовалось как «домашний орган». Это был тренировочный инструмент, позволяющий в домашних условиях совершенствовать технику игры на органе. Несмотря на внешнее подобие, педальное фортепиано ни на шаг не приблизилось к органному звучанию, так как по сути своей оставалось клавишным инструментом. Увлекшись педальным фортепиано, Роберт Шуман переключился на сочинения, предназначенные специально для него. Среди таких сочинений – Этюды для педального фортепиано, Шесть пьес в форме канона ор. 56 (Studien für den Pedal-flügel Sechs Stüsce in canonischer Form) и Эскизы для педального фортепиано ор. 58 (Skizzen für den Pedal-flügel).

Возрождая традиции великого органного мастера И. С. Баха, Макс Регер создает Фантазию и фугу ре минор соч. 135 b, посвященную Рихарду Штраусу. Премьера сочинения состоялась через месяц после кончины автора, 11 июня 1916 года в Ганновере, играл Герман Деттмер. Опираясь на жанровый прототип баховского (барочного) цикла органной фантазии и фуги, Регер создает на его основе грандиозную поэму. Это произведение было написано композитором после восьмилетнего перерыва в течение которого он не написал ни одного сочинения для органа. Стимулом к созданию пьесы стало возобновление сотрудничества с органистом Карлом Штраубе, часто исполнявшим произведения композитора. История создания Фантазии и фуги скрывает некую тайну. У произведения есть две версии: полная и краткая. Существование их стало источником многолетних споров в музыкальном мире – считать ли действительным сокращенный или полный вариант. И только после обнаружения новых рукописных материалов была установлена авторская подлинность сокращенного варианта, послужившего основой первого издания 1916 года.

 

Хорал в творчестве И.С. Баха занимает одно из ведущих мест. Он был основой многих его сочинений, почти родным жанром. Протестантский хорал стоит за пределами жизненного чувства – это религиозное творение.
Иоганнес Брамс привнес принципиальные изменения в трактовку жанра. Его отношение к хоралу перешло в чувственную сферу. Для композитора в хорале, помимо религиозного содержания, было сконцентрировано самое сокровенное чувство. Его Одиннадцать хоральных прелюдий ор. 122 (1896) – цепь лирических монологов, произнесенных в форме хорала. Прелюдия “Herzliebster Jesu  («Возлюбленный Иисус») написана в баховском духе комментирования хорала. Для детального отражения текста, в музыке композитор использует риторические фигуры, связанные с аффектом страдания. Хорал “Herzlich tut mich verlangen” («Стремлюсь я душою к блаженному концу»)  – драматическая кульминация опуса.

Жанр прелюдии и фуги на тему BACH (1856) обретает в творчестве Ференца Листа фантазийную окраску, пропитанную романтической патетикой. Вслед за сыновьями И.С. Баха к построению цикла на основе этой темы обращались и Роберт Шуман и Макс Регер. Свойственные Ференцу Листу скерцозный мефистофельский дух и демонизм господствует в обеих частях цикла. В отличие от Иоганнеса Брамса, который в органном творчестве строго следует законам контрапункта, Ференц Лист оперирует барочной моделью как художественным символом для воплощения собственной поэтической идеи.
Творчество И.С. Баха и по сей день является Библией, сводом «музыкальных заповедей» для многих композиторов. Недаром Роберт Шуман «Хорошо темперированный клавир» Баха в своих «Домашних и жизненных правилах для музыкантов» назвал «хлебом насущным».

Анна Коленькова

 

В рамках Года России – Франции 2010   Год Франции и России
    

При содействии:

   

Год Франции и России

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход