Торжественный марш «Взятие Карса» был создан Мусоргским в 1880 году. Сочинение посвящено событиям последней русско-турецкой войны, когда русские войска 9 октября 1877 года взяли турецкую крепость Карс. Эта победа фактически означала завершение военных действий на Кавказе. Торжественный марш принадлежит к числу малоизвестных сочинений композитора. После смерти Мусоргского «Взятие Карса» было отредактировано Римским-Корсаковым, а затем, уже в советское время – Павлом Александровичем Ламмом при подготовке к изданию полного собрания сочинений композитора. Сделанная Евгением Светлановым запись Торжественного марша – единственное свидетельство его исполнения за последние несколько десятилетий. «Интермеццо» для большого симфонического оркестра было написано Мусоргским в 1867 году в качестве подарка Бородину. В основу сочинения легла его фортепианная пьеса 1861 года, которую Мусоргский переработал и оркестровал. До наших дней «Интермеццо» дошло в редакции Римского-Корсакова, сделанной после смерти композитора. Единственная существующая запись принадлежит Светланову. Вокальный цикл М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» (1875–1877) – одно из самых необычных воплощений в мировой культуре известного со времен Средневековья сюжета. На замысел сочинения, подсказанный художественным критиком и другом композитора В. В. Стасовым, оказала влияние и знаменитая Danse macabre Ф. Листа. Вместе с поэтом А. А. Голенищевым-Кутузовым Мусоргский создал оригинальную композицию из четырех самостоятельных частей, объединенных одним образом. В «Колыбельной» это еще Смерть-утешительница; но уже в конце следующего номера, «Серенады», маска сострадания сорвана и победный клич Смерти («Ты моя!») открывает подлинное ее лицо. В финале цикла образ смерти обретает поистине вселенский масштаб. Композитор заменил название «Торжество смерти», данное Голенищевым-Кутузовым, на «Полководец», построив музыкальный образ Смерти на победоносно-устрашающем марше. Под впечатлением от первого исполнения «Полководца» Мусоргский писал поэту: «Какая-то пригвождающая к месту, какая-то неумолимая, смертельная любовь слышится! Это… смерть, холодно-страстно влюбленная в смерть, наслаждается смертью». Д. Д. Шостакович в 1962 году создал оркестровую редакцию «Песен и плясок смерти», которыми он восхищался и называл «архигениальным сочинением». Он посвятил ее Г. П. Вишневской, первой исполнительнице оркестровой версии цикла (премьера состоялась 12 ноября 1962 года в Горьком, дирижер – М. Л. Ростропович). Владимир Горячих «Маленький триптих» – одно из поздних инструментальных сочинений Георгия Свиридова. Он состоит из трех частей. Эти части можно уподобить створкам «складня». Он распахивается – и взгляду предстает картина Руси. Картинность здесь выступает не как метафора. Три части сочинения, которое можно сравнить с симфонией, – это именно три картины, хотя никаких программных заголовков они не имеют. Ассоциативный ряд в этом сочинении целиком и полностью зависит от того, насколько богато воображение слушателя. Здесь и песня, и образы русской природы, и колокольный звон, и сцены из национального эпоса. Ровность и бесконфликтность, размеренность и повторяемость, возможность отодвигать конец и длить время – все это признаки, свойственные русскому эпосу, и «Триптих» призван передать их средствами музыки. «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина ''Метель''» возникли на основе музыки Георгия Свиридова к фильму «Метель», вышедшему на экраны в 1964 году. Сочинение представляет собой сюиту, состоящую из девяти пьес, своего рода «инструментальных песен», которые следуют друг за другом наподобие пейзажных зарисовок. «Иллюстрации...» принадлежат к числу немногочисленных симфонических творений Свиридова. Исключение слова и голоса потребовало нового подхода к оркестру, который здесь максимально приближен к вокально-хоровому звучанию. Музыка «Метели» как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию героев, их цельному восприятию жизни. |