В программе:
Антонин Дворжак. Серенада для струнного оркестра
Эдвард Григ. Сюита «Из времен Хольберга»
Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Игорь Группман
Иоганнес Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, си бемоль мажор
Солист – Владимир Фельцман (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В начале нового 1875 года тридцатичетырехлетний чешский композитор Антонин Дворжак
получил известие из Вены – столицы Австро-Венгерской империи – о том,
что ему присуждена государственная стипендия. Один из членов жюри,
влиятельный критик Эдуард Ганслик вспоминал: «…Однажды пражский
соискатель Антонин Дворжак прислал нам свидетельства интенсивного, хотя
еще и неперебродившего композиторского таланта». К тому времени Дворжак
был автором нескольких опер и симфоний, камерных ансамблей,
фортепианных пьес, песен и хоров. Но именно 1875 год можно считать
началом всеевропейской известности композитора. Последовавшее вскоре
знакомство с
Йоганнесом Брамсом и его кругом – знакомство, переросшее в многолетнюю
дружбу – надолго стало сильнейшим творческим импульсом для Дворжака.
Созданную в 1875 году Пятую симфонию композитор посвятил дирижеру Гансу
фон Бюлову, его искреннему поклоннику («Посвящение от Вас, наряду с
Брамсом, Богом благословенного композитора нашего времени, является
более высокой наградой, чем Большой крест, полученный от любого князя»,
– отвечал Бюлов). Серенада для струнных, соч. 22 – звено в цепи названных произведений. Созданная, словно на одном дыхании – первые эскизы помечены 3 мая 1875 года, а 14 мая уже была закончена партитура, – Серенада привлекает живостью и непосредственностью авторского высказывания и вместе с тем отточенным мастерством. Жанр, унаследованный от Гайдна и Моцарта, сохраняет классическую ясность, обретая под пером Дворжака романтическую взволнованность: введенный композитором вальс (вторая часть) спустя пять лет зазвучит и в Струнной серенаде Чайковского. Интимность, доверительность, свойственные камерной музыке, сочетаются в Серенаде с развернутой симфонической формой – в сущности, перед нами симфониетта для струнных. Финал Серенады напомнит темы и первой ее части, и проникновенного Larghetto, сообщая всему произведению цельность и завершенность формы. Премьера Серенады прошла в Праге 10 декабря 1876 года. Сюита «Из времен Хольберга» Эдварда Грига – дань памяти
выдающегося писателя и просветителя, датского драматурга Людвига
Хольберга (1684–1754). Уроженец Бергена, родного города Грига, деятель
датского театра Хольберг, равно почитаемый в Норвегии и Дании,
принадлежит двум национальным культурам. 3 декабря 1884 года в
ознаменование двухсотлетия со дня рождения Хольберга в Бергене
состоялось открытие памятника писателю. Под управлением Грига на
площади перед памятником была исполнена его хоровая кантата «Памяти
Хольберга». А 7 декабря в юбилейном концерте Григ впервые сыграл
фортепианную версию сюиты «Из времен Хольберга». Уже в феврале
следующего года Григ завершает инструментовку сюиты и 12 марта
1885 года дирижирует премьерой ее оркестрового варианта. Собственно,
именно в оркестре замышлял Григ, по его словам, произведение, образцом
для которого он избрал оркестровые сюиты Баха и Генделя, современников
Хольберга. Цикл традиционно открывается Прелюдией, выдержанной в
торжественно-приподнятом тоне. Баховской модели следуют, баховским
духом проникнуты и Сарабанда, и Гавот, и в особенности печальная Ария,
заставляющая вспомнить медленные части скрипичных концертов Баха, арии
из его кантат и пассионов. | «Пришел юноша, колыбель которого хранили Грации и Герои. Имя его Йоганнес Брамс… Сидя за роялем, он открывал перед нами чудесные страны… Этому способствовала совершенно гениальная игра, превращавшая фортепиано в оркестр… То были сонаты или скорее скрытые симфонии». Так писал о юном друге Роберт Шуман в своей последней статье, символически озаглавленной «Новые пути». И Брамс откликнулся на удивительно тонкое шумановское ощущение природы его дарования. Он принимается за симфонию (что необычайно характерно, – сперва в виде сонаты для двух фортепиано!) и даже начинает ее инструментовать. Но вскоре Брамс разочаровался в сделанном и написал Кларе Шуман, что ему приснилось, будто он эскизы симфонии использовал… для фортепианного концерта. Знаменательный сон: премьеры своего Первого концерта для фортепиано с оркестром Брамс сыграл в 1859 году в Ганновере, Лейпциге и в Гамбурге и рецензент «Новой берлинской музыкальной газеты» назвал Концерт Брамса «первым подлинным концертом с бетховенских времен». Действительно, Брамс, вслед Бетховену, продолжил симфонизацию инструментального концерта, окончательно утвердил новый жанр концерта-симфонии. В еще большей степени сказанное относится ко Второму фортепианному концерту си бемоль мажор, соч. 83 (1878–1881). Его, в сущности, следовало бы именовать симфонией с солирующим фортепиано. В отличие от традиционного трехчастного концерта, Брамс создает монументальный четырехчастный цикл, что еще более подчеркивает его близость симфонии. Сбылось и пророческое наблюдение Шумана, уловившего оркестральность пианизма Брамса. Во Втором фортепианном концерте солист должен быть равновелик оркестру не только в смысле содержательного и равноправного «партнерства», но даже просто динамически: мощная фортепианная фактура «соревнуется» с плотной, вязкой оркестровой тканью, красочные тембральные эффекты, тончайший колорит фортепианной партии подстать разнообразной инструментальной палитре. Первое исполнение Концерта состоялось в Будапеште 9 ноября 1881 года, солистом выступил автор. Знаменательной стала берлинская премьера 27 ноября того же года: за роялем – Брамс, дирижер – Ганс фон Бюлов, в дальнейшем часто выступающие вместе. Иосиф Райскин |