20.11.2022

Мариинский театр и Валерий Гергиев посвящают памяти Майи Плисецкой три показа балета «Спартак»

21, 22 и 23 ноября три представления балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Леонида Якобсона Мариинский театр посвящает Майе Михайловне Плисецкой – и преподносит к ее дню рождения, который весь балетный мир отмечает сегодня, 20 ноября.

В 1950-х процесс подготовки нового произведения Хачатуряна шел сразу на двух главных балетных сценах – в Москве и Ленинграде. Но первым «Спартака» поставил Леонид Якобсон – премьера состоялась 27 декабря 1956 года в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский). Весной 1958-го спектакль, уже в хореографии Игоря Моисеева, показали в Большом театре. Партию Эгины на премьере танцевала Майя Плисецкая, Гармодия – Николай Фадеечев. Версия Моисеева прошла всего шесть раз за сезон и исчезла навсегда. Спустя четыре года на московской сцене появился и балет Якобсона. Титульную роль тогда исполнял Дмитрий Бегак, а Майя Михайловна выходила в роли Фригии. Позднее она блистала и в спектакле Юрия Григоровича – третьей версии знаменитого балета, которая стала визитной карточкой Большого театра.

Майя Михайловна в своих воспоминаниях писала о первой постановке: «Я появлялась во дворце Красса из нижнего люка, на подъемнике, в радужных струях всамделишного фонтана. В гладиаторских поединках участвовала вся мужская часть труппы. Все переливалось красками, кипело, полыхало. Файер извергал на публику такую мощь хачатуряновских тутти, что барабанные перепонки корежились, содрогались. Роскошными были костюмы. Они искрились перламутром, играли цветастой вышивкой театральных камней. Хореографическая пластика была сочная, земная, эффектная, но рассказывать балет писчим пером – гиблое дело. Просто поверьте, что вязь комбинаций была головоломно трудна, но замечательно красива, эффектна, когда удавалось ее осуществить».

Майя Плисецкая была близким другом маэстро Гергиева и Мариинского театра – выступала на петербургской сцене в годы исполнительской карьеры, принимала личное участие в важных событиях театра, приходила в качестве почетного зрителя на многие премьеры. Вместе с мужем Родионом Щедриным приезжала на спектакли и фестивали Мариинского театра не только в Санкт-Петербург и Москву, но и в Самару, а также в регионы по маршруту Московского Пасхального фестиваля и на зарубежные выступления. Обращаясь к постановке балетных партитур Щедрина, созданных для Плисецкой или посвященных ей, театр неизменно находил в лице Майи Михайловны мудрого советчика и помощника.

Сегодня коллектив Мариинского театра с благодарностью и восхищением вспоминает артистку, навсегда оставшуюся воплощением самой сути балетного искусства – его музыкальности и изысканной красоты.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход