С 25 по 28 декабря на новой сцене Мариинского театра состоится одно из самых ожидаемых событий двух последних сезонов – представление монументальной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Грандиозный четырехчастный оперный цикл пройдет при участии звезд мировой сцены, блистательных вагнеровских голосов: Михаила Векуа, Екатерины Семенчук, Татьяны Павловской, Евгения Никитина и Михаила Петренко. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев – один из ярчайших современных интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера.
С 25 по 28 декабря на новой сцене Мариинского театра состоится одно из самых ожидаемых событий двух последних сезонов – представление монументальной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Грандиозный четырехчастный оперный цикл пройдет при участии звезд мировой сцены, блистательных вагнеровских голосов: Михаила Векуа, Екатерины Семенчук, Татьяны Павловской, Евгения Никитина и Михаила Петренко. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев – один из ярчайших современных интерпретаторов музыки Рихарда Вагнера.
Появление знаменитой тетралогии в афише – это редкое, крупное и многообещающее событие культурной жизни. В последний раз в Мариинском «Кольцо нибелунга» было представлено в 241-м сезоне. В заключительные дни 2025 года петербуржцы вновь услышат величественный цикл целиком: 25 декабря прозвучит «Золото Рейна», 26 декабря – «Валькирия», 27 декабря – «Зигфрид», 28 декабря – «Гибель богов». Подарком зрителям станет также тематический абонемент «Кольцо нибелунга» – при покупке билетов на все четыре события действуют специальные цены.
Мариинский был и остается единственным российским театром, где можно целиком услышать и увидеть грандиозную сагу Рихарда Вагнера. Здесь же у нее есть даже история постановок. Первое «Кольцо нибелунга» в Мариинском было поставлено с 1900 по 1905 год под руководством Эдуарда Направника. Монументальная тетралогия присутствовала на афишах до Первой мировой войны – после ее начала все немецкие оперы были исключены из репертуара.
В 2003 году стараниями Валерия Гергиева «Кольцо нибелунга» вернулось на мариинскую сцену, став настоящим прорывом российского музыкального театра и утвердив Мариинский в числе лучших оперных домов мира. Мариинское «Кольцо нибелунга» было с огромным успехом показано во многих странах Америки, Европы и Азии, а также получило признание на родине Рихарда Вагнера – в Германии.
В юбилейный, двадцатый год постановки, в рамках широкого празднования 210-летия со дня рождения Рихарда Вагнера, было принято решение обновить «Кольцо», обогатив его новыми световыми и видеорешениями, призванными отразить всю мощь художественного и музыкального замысла композитора. Автором концепции обновления выступил Валерий Гергиев, художником по свету, креативным видеопродюсером – Глеб Фильштинский, режиссером обновления – Кристина Ларина. Новые версии уже были представлены не только в Петербурге, но и на беспрецедентных гастролях Мариинского театра в Шанхае и Москве – с ошеломляющим успехом.
4 декабря Роман Широких дебютирует в партии Марио Каварадосси в опере Джакомо Пуччини «Тоска».
В декабре этого года отмечается 110 лет со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова. В честь этого значимого музыкального юбилея сегодня, 3 декабря, в Мариинском театре прозвучат известнейшие сочинения Свиридова в исполнении Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Константина Рылова. Солисты – Анна Кикнадзе и Андрей Серов. Чтец – Владимир Рылов
В декабре этого года отмечается 110 лет со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова. В честь этого значимого музыкального юбилея сегодня, 3 декабря, в Мариинском театре прозвучат известнейшие сочинения Свиридова в исполнении Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Константина Рылова. Солисты – Анна Кикнадзе и Андрей Серов. Чтец – Владимир Рылов.
Мелодическое дарование и глубокое чувство поэзии стали ключевыми чертами творческого почерка Свиридова. В многочисленных жанрах вокальной музыки, в которых трудился композитор, – песнях и романсах, кантатах и ораториях, вокальных циклах – обретают новое звучание строки Пушкина, Есенина, Блока, Пастернака, Маяковского и многих других авторов. Всю жизнь Свиридов работал со словом – и оставил богатое наследие, которое регулярно звучит в концертных программах в Мариинском.
Сегодня будут представлены два знаменитых сочинения композитора. Вечер откроет Патетическая оратория для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра, написанная на стихотворения и фрагменты поэм Маяковского. Во втором отделении будет представлена «Метель» – музыкальные иллюстрации к одноименной повести Пушкина.
3 декабря Рома Гуделев дебютирует в партии Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик» (хореография Василия Вайнонена).
Уже сегодня, 2 декабря, в Мариинском театре будет дан старт серии представлений самого волшебного зимнего балета, «Щелкунчика» Чайковского. С 2 декабря по 13 января на исторической и новой сценах пройдет более шестидесяти спектаклей, чтобы у всех была возможность приобщиться к главной новогодней балетной сказке. У зрителей Мариинского театра есть уникальный шанс увидеть сразу несколько версий этого балета
Уже сегодня, 2 декабря, в Мариинском театре будет дан старт серии представлений самого волшебного зимнего балета, «Щелкунчика» Чайковского. С 2 декабря по 13 января на исторической и новой сценах пройдет более шестидесяти спектаклей, чтобы у всех была возможность приобщиться к главной новогодней балетной сказке. У зрителей Мариинского театра есть уникальный шанс увидеть сразу несколько версий этого балета.
Мировая премьера «Щелкунчика» в хореографии Льва Иванова состоялась в декабре 1892 года на сцене Мариинского. Пресса приняла спектакль довольно сдержанно, однако зрителям он пришелся по душе. Сегодня же, спустя почти полтора века, без этого волшебного балета трудно представить зимние праздники: он стал не только символом новогодних чудес, но и настоящим достоянием мирового репертуара. Удивительной красоты и трогательности мелодии гениального композитора навсегда обессмертили его творение.
Свой «Щелкунчик» есть практически в каждой труппе мира: количество постановок и редакций, версий оформления и либретто с различными смысловыми акцентами бесчисленно. Однако классической сегодня считается постановка Василия Вайнонена, премьера которой состоялась также на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра в 1934 году.
«Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена с декорациями Симона Вирсаладзе украшает балетный Петербург уже более девяноста лет. Каноническое воплощение балетной классики, олицетворение мира детских грез, он покорил уже не одно поколение зрителей. Отказавшись от фантастических персонажей, выдающийся балетмейстер советской эпохи создал спектакль о девочке Маше, которой приснился прекрасный сон, завораживающий волшебством танца. Спектакли представят артисты Мариинского театра и воспитанники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
В 2023 году в Театре балета им. Л. Якобсона состоялась знаковая премьера – народный артист России Николай Цискаридзе создал свою редакцию постановки Василия Вайнонена. Добрый спектакль с обаятельными героями оформили сценограф Петр Окунев, художник по костюмам Татьяна Ногинова, художник по свету Ирина Вторникова и видеохудожник Вадим Дуленко. Впервые в Мариинском этот «Щелкунчик» был показан в прошлом сезоне – в нынешнем году он будет вновь представлен труппой Театра балета им. Л. Якобсона на исторической сцене.
Еще один уникальный «Щелкунчик» можно увидеть только в Мариинском. Художник Михаил Шемякин создал оригинальную версию спектакля, выступив одновременно и как автор декораций и костюмов, и как сценарист, и как режиссер. Хореограф постановки – Кирилл Симонов. Причудливые, гротескные образы гофмановского мира оживают на балетных подмостках настоящей фантасмагорией театральных чудес, уже два десятилетия интригуя и удивляя зрителей всех возрастов.
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке состоятся выступления ведущих солистов балета Большого и Мариинского театров; эти выступления станут элементом яркой программы X Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский». В нем примут участие блистательные прима-балерины, премьеры и солисты Мариинского – Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Мария Ильюшкина, Константин Зверев, Елена Евсеева, Никита Корнеев, Эван Капитен, Рома Гуделев – и Большого: Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Марк Чино, Макар Михалкин, Маргарита Шрайнер, Мария Кошкарёва. Для артистов Большого театра это первый визит на Приморскую сцену
С 11 по 14 декабря на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке состоятся выступления ведущих солистов балета Большого и Мариинского театров; эти выступления станут элементом яркой программы X Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский». В нем примут участие блистательные прима-балерины, премьеры и солисты Мариинского – Екатерина Кондаурова, Рената Шакирова, Мария Ильюшкина, Константин Зверев, Елена Евсеева, Никита Корнеев, Эван Капитен, Рома Гуделев – и Большого: Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко, Мария Виноградова, Ольга Марченкова, Марк Чино, Макар Михалкин, Маргарита Шрайнер, Мария Кошкарёва. Для артистов Большого театра это первый визит на Приморскую сцену.
Балетная программа фестиваля откроется 11 декабря грандиозным гала-концертом, продолжающим памятные события к 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой. Центральным событием станет исполнение легендарного балета «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина. В главных партиях выйдут Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов и Макар Михалкин. Продолжится вечер дивертисментом при участии блистательных солистов Большого и Мариинского театров. В исполнении Марии Виноградовой и Игоря Цвирко зрители увидят монолог и адажио из балета «Спартак» Хачатуряна, Ольга Марченкова и Марк Чино исполнят па-де-де из балета «Дочь фараона» Пуни. Екатерина Кондаурова и Константин Зверев впервые для публики Дальнего Востока представят A Flashback на музыку Пярта, Мария Ильюшкина и Эван Капитен – большое классическое па-де-де Обера, Елена Евсеева и Никита Корнеев – «Вальс» Мошковского, а Рената Шакирова и Рома Гуделев – па-де-де из балета Адана «Корсар».
12 декабря зрители увидят «Кармен-сюиту» в исполнении неподражаемых Екатерины Кондауровой, Никиты Корнеева и Константина Зверева. Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов представят – единственный раз во Владивостоке – номер «Колокола» на музыку Рахманинова. В гала-концерте примут участие также Рената Шакирова, Игорь Цвирко, Мария Ильюшкина, Мария Виноградова, Константин Зверев, Маргарита Шрайнер, Марк Чино, Эван Капитен, Елена Евсеева и Рома Гуделев.
13 декабря в программе фестиваля – «Дон Кихот» Минкуса. Главные партии исполнят Мария Кошкарёва и Игорь Цвирко.
Завершится фестиваль 14 декабря восточной сказкой «Тысяча и одна ночь» Амирова при участии Ренаты Шакировой и Никиты Корнеева. В спектакле также выступит прима-балерина Приморской сцены Лилия Бережнова.
Напомним, что оперная часть юбилейного X Дальневосточного фестиваля «Мариинский» прошла 10 и 11 октября. Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра представили во Владивостоке выдающиеся сочинения композиторов-юбиляров этого года: Петра Чайковского и Густава Малера, а также недавнюю громкую премьеру приморской труппы – оперу «Трубадур» Джузеппе Верди.
В декабре и январе Концертный зал Мариинского театра приглашает публику познакомиться с целой серией великолепных опер. В предновогодние и праздничные дни на уникальной площадке будут представлены произведения, любимые зрителями, например фантастический спектакль «Сон в летнюю ночь» Бриттена в постановке режиссера Клаудии Шолти и художника Изабеллы Байвотер (5 декабря). В главных партиях: Иван Бородулин, Лариса Юдина, Дарья Рябоконь, Ирина Матаева, Александр Тимченко, Сергей Романов, Олег Сычёв. Дирижер – Владислав Карклин
В декабре и январе Концертный зал Мариинского театра приглашает публику познакомиться с целой серией великолепных опер. В предновогодние и праздничные дни на уникальной площадке будут представлены произведения, любимые зрителями, например фантастический спектакль «Сон в летнюю ночь» Бриттена в постановке режиссера Клаудии Шолти и художника Изабеллы Байвотер (5 декабря). В главных партиях: Иван Бородулин, Лариса Юдина, Дарья Рябоконь, Ирина Матаева, Александр Тимченко, Сергей Романов, Олег Сычёв. Дирижер – Владислав Карклин.
Также будут показаны красочные детские спектакли. В их числе – «История Кая и Герды» Баневича, в этом году отмечающая 45-летие мировой премьеры. Постановка Алексея Степанюка будет представлена в обновленной сценической версии. 2 декабря в главных партиях: Александр Фёдоров, Маргарита Иванова, Анна Кикнадзе, Григорий Чернецов, Павел Шмулевич, Елена Витман, Денис Беганский, Цветана Омельчук. Дирижер – Заурбек Гугкаев. Следующие показы пройдут 25 декабря и 5 января в 12:00 и 18:00. В детской афише также «Маленький принц» Клиничева (14 декабря, 8 января), «Гензель и Гретель» Хумпердинка (7 января) и, конечно, покоривший зрителей на первых премьерных представлениях сказочный «Золотой петушок» Римского-Корсакова в постановке Анны Шишкиной (3 января в 13:00 и 19:00, 10 января в 13:00 и 19:00).
В числе других недавних мариинских премьер, которые можно будет увидеть в декабре, – колоритная «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, поставленная Ильей Устьянцевым. Спектакль будет показан 7 декабря в 13:00 и 19:00.
Кроме того, Концертный зал с его непревзойденной акустикой становится идеальным пространством для шедевров из золотого фонда музыкального искусства, которые украшают лучшие сцены мира. Среди этих произведений – «Турандот» (15 декабря), «Девушка с Запада» (4 января) и «Мадам Баттерфлай» (11 января в 13:00 и 19:00) Пуччини, «Свадьба Фигаро» Моцарта (30 декабря), «Лакме» Делиба (14 января), «Царская невеста» Римского-Корсакова при участии звездной меццо-сопрано Юлии Маточкиной (12 декабря).
А также в декабре Мариинский театр продолжает памятные представления сочинений великого русского композитора Родиона Щедрина. В Концертном зале прозвучат его оперы «Не только любовь» (16 декабря) и «Очарованный странник» (17 декабря).
30 ноября Ангелина Ахмедова дебютирует в партии Лиу в опере Джакомо Пуччини «Турандот».
30 ноября в балете «Бахчисарайский фонтан» заявлены дебюты Алексея Ороховски (Вацлав) и Анастасии Яроменко (Зарема).
2 и 25 декабря в Концертном зале Мариинского театра прозвучит «История Кая и Герды» – одна из самых известных опер Сергея Баневича. Сочинение в обновленной сценической версии будет представлено к 45-летию со дня мировой премьеры. 2 декабря за дирижерским пультом – Заурбек Гугкаев
2 и 25 декабря в Концертном зале Мариинского театра прозвучит «История Кая и Герды» – одна из самых известных опер Сергея Баневича. Сочинение в обновленной сценической версии будет представлено к 45-летию со дня мировой премьеры. 2 декабря за дирижерским пультом – Заурбек Гугкаев.
Центральное место в творчестве Сергея Баневича занимают произведения для музыкального театра, адресованные детям и юношеству. В Мариинском звучат написанные композитором «Кот Мурыч», «Храбрый заяц», «Опера про кашку, кошку и молоко», «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева» и, конечно, «История Кая и Герды». Опера по мотивам знаменитой сказки Андерсена создавалась в 1970-х. Автором либретто выступила Татьяна Калинина. Создатели переработали сюжетную канву «Снежной королевы», чтобы сделать действие более сценичным и динамичным. «Эта опера равно адресована и детям и взрослым, она о потере и нахождении себя, как в воспитательных романах», – говорит композитор.
Мировая премьера сочинения состоялась 24 декабря 1980 года именно в Мариинском (тогда – Кировском) театре. Оперу ждала счастливая сценическая судьба: произведение трижды ставили в Мариинском, были также спектакли в Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Владикавказе, Пскове, Москве, Новосибирске, Самаре и других городах. «История Кая и Герды» звучала даже в Австрии, на сцене Гайдн-зала в замке князей Эстерхази близ Вены.
Сегодня в Мариинском опера идет в режиссуре Алексея Степанюка. Обновленная сценическая версия для Концертного зала будет впервые представлена зрителям 2 декабря. Следующие показы спектакля состоятся 25 декабря, 5 января в 12:00 и 18:00.