Гибель богов

опера Рихарда Вагнера, четвертая часть тетралогии «Кольцо нибелунга»

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
 

Мировая премьера: 17 августа 1876 года, Фестшпильхаус, Байройт
Премьера в Мариинском театре: 20 января 1903 года (на русском языке)
Премьера постановки: 30 декабря 2002 года
Премьера обновленной сценической версии: 15 – 22 октября 2023 года, Большой театр Шанхая


Продолжительность спектакля 5 часов 30 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория: 12+

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Вагнера
Либретто композитора

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Художник-постановщик – Георгий Цыпин
Концепция обновления – Валерий Гергиев
Режиссер обновления – Кристина Ларина
Художник по свету, креативный видеопродюсер – Глеб Фильштинский
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

Краткое содержание

Пролог
Ночью на скалистом берегу Рейна три вещие норны прядут нить судьбы мира. Близится конец власти богов: верховный бог Вотан в своем замке Валгалле, окруженный богами и героями, ждет последнего дня. Его гибель предопределена цепью преступлений, и первое из них – похищение золотого кольца у нибелунга Альбериха. Когда-то, чтобы сковать из золота Рейна это кольцо, дающее несметные богатства и власть над миром, Альберих отрекся от любви. Теперь над кольцом тяготеет страшное проклятие, несущее гибель всякому, кто захочет им обладать. Внезапно нить судеб рвется – вещему знанию норн пришел конец, они исчезают.
Восходит солнце. Озаряемые его лучами из пещеры появляются Зигфрид и Брунгильда. Отправляясь на новые подвиги, Зигфрид клянется вечно любить супругу и в знак своей любви отдает ей кольцо нибелунга. Брунгильда подводит Зигфриду своего коня Гране, и герой отправляется в путь вниз по Рейну.

Действие первое
На берегу Рейна стоит замок Гибихунгов. Там живут Гунтер, его сестра Гутруна и его брат по матери – коварный и угрюмый Хаген, незаконный сын нибелунга Альбериха. Большой власти достиг благородный рыцарь Гунтер, но у него нет достойной супруги. Хаген рассказывает ему о Брунгильде и о том, что добыть ее из пламени под силу одному лишь Зигфриду, но умалчивает, что дочь Вотана – жена Зигфрида.
Вдали раздаются звуки рога Зигфрида. Он хочет померяться силой с Гунтером, но тот предлагает герою вместо поединка братскую дружбу. Гутруна подносит Зигфриду рог с волшебным питьем. Осушив его, Зигфрид мгновенно забывает о Брунгильде и пленяется красотой Гутруны. Он готов добыть для Гунтера Брунгильду и просит себе в жены Гутруну. Скрепив союз с Гунтером клятвой кровного братства, Зигфрид отправляется в путь; волшебный шлем, который он добыл вместе с сокровищем нибелунгов, убив охранявшего их дракона, позволит ему принять облик Гунтера. Хаген торжествует. Его план близок к осуществлению: обманутый Зигфрид привезет Гунтеру свою собственную жену, а ему, Хагену, – золотое кольцо, и тогда сын Альбериха станет властелином мира.
В это время Брунгильда, полная мыслями о Зигфриде, любуется кольцом. Напрасно прилетевшая сестра-валькирия Вальтраута молит ее вернуть кольцо дочерям Рейна – только это может спасти от гибели ее отца Вотана и всех богов, – Брунгильда не может расстаться с подарком супруга. Пусть гибнет Валгалла – валькирия не отдаст кольца. Вальтраута в горе удаляется.
Вдали раздаются звуки рога Зигфрида. Брунгильда радостно прислушивается. Однако радость ее сменяется ужасом – перед ней незнакомый герой, который называет себя Гунтером. Значит, Вотан обманул ее и сквозь пламя смог пройти не только Зигфрид? Она пытается сопротивляться, но Зигфрид силой отнимает у Брунгильды кольцо и уводит ее с собой.

Действие второе
Ночью спящему Хагену является его отец – нибелунг Альберих. Хаген должен добыть отцу кольцо Зигфрида, тогда Альберих станет, наконец, властелином мира. С восходом солнца нибелунг исчезает. Слышен радостный голос вернувшегося Зигфрида. Он рассказывает Гутруне, как вывел из огня Брунгильду и в тумане незаметно передал ее Гунтеру.
В замке начинаются приготовления к двум свадьбам. Торжествующий Гунтер приводит Брунгильду. Она в смятении видит Зигфрида рядом с Гутруной. Что случилось? Неужели он забыл ее? Брунгильда замечает свое кольцо на пальце Зигфрида: он забыл отдать его Гунтеру. В ярости она молит богов дать ей силу отомстить изменнику и объявляет всем, что она жена Зигфрида. Но Зигфрид все забыл, он помнит Брунгильду лишь со вчерашнего дня и клянется, что ночью между ними лежал меч. Брунгильда же продолжает уверять, что была женой Зигфрида. И оба приносят клятву на копье, что каждый из них не лжет.
Когда гости расходятся, Хаген побуждает оскорбленную Брунгильду к мести, и она открывает ему, что убить Зигфрида можно только ударом в спину – иначе герой неуязвим.

Действие третье
У берега реки три дочери Рейна ждут Зигфрида. Они шутливо и ласково просят вернуть им кольцо. Герой начинает колебаться. Но стоит лишь дочерям Рейна сказать, что вместе с кольцом он избавляется от смертельной опасности, как Зигфрид мгновенно меняет свое решение – никто не смеет назвать его трусом. В отчаянии дочери Рейна пророчат Зигфриду скорую смерть и уплывают.
Собираются охотники. Хаген просит Зигфрида рассказать, как научился он понимать язык птиц. Зигфрид вспоминает свою жизнь, детство в лесу, карлика Миме, воспитавшего его, кровь дракона, хранившего золотой клад, спящую валькирию. В этот момент он оборачивается на крик воронов, и Хаген ударом в спину поражает его. Со словами любви к Брунгильде Зигфрид умирает.
В замке Гибихунгов Гутруна предчувствует недоброе. Увидев траурное шествие с телом Зигфрида, она падает без чувств. Хаген в награду за убийство требует кольцо. Но Гунтер не отдает его. Тогда Хаген бросается на Гунтера с мечом и после короткого боя Гунтер падает мертвым. Торжествующий Хаген подходит к телу Зигфрида, но рука героя угрожающе подымается, и Хаген в ужасе отступает.
Появляется Брунгильда. Она обрела прежнюю мудрость и поняла, что причиной всех бед было проклятие, тяготеющее над золотым кольцом. Брунгильда приказывает развести на берегу Рейна погребальный костер. В его пламени рядом с прахом мужа найдет она смерть. Она снимает кольцо с руки Зигфрида – дочери Рейна получат это кольцо из ее пепла. Пламя костра очистит кольцо от проклятия Альбериха и золото Рейна вновь вернется в воды реки. Брунгильда посылает воронов в Валгаллу, они возвестят богам час их гибели. В воинских доспехах на коне бросается она в пылающий костер.
Вздувшийся Рейн катит на берег свои волны, они смывают остатки костра. С криком бросается в воду Хаген, он еще надеется завладеть кольцом, но дочери Рейна со смехом увлекают Хагена на дно.

Прекратились преступления на земле, мировая несправедливость искуплена смертью славнейшего из героев, и проклятое кольцо нибелунга вновь мирно покоится в глубинах Рейна.

«Моя музыка страшна, это омут, полный ужаса и величия!» – сказал Вагнер о главном творении своей жизни, гигантской оперной саге «Кольцо нибелунга». Эти слова особенно точно характеризуют последнюю оперу цикла – «Гибель богов». С нее, вернее – с ее текста, Вагнер начинал работу над «Кольцом»; тогда его драма называлась «Смерть Зигфрида». Оба названия предупреждают: хеппи-энда не будет, Нибельхейм победит Валгаллу. В «Гибели богов» царят ненависть, зависть, обман, ревность, агрессия, здесь манипулируют, предают и убивают ударом в спину. Вещие норны прядут нить неотвратимой судьбы, а силы тьмы плетут интриги против сил света. Музыка, как всегда у Вагнера, служит драме; более того, в ней драма прежде всего и сосредоточена, именно поэтому потрясение от «Гибели богов» гарантировано даже в отсутствие сценического воплощения. В оркестровке много темных тонов: низкие духовые, медные с сурдинами. Вагнер суров со своими слушателями, но все же не беспощаден: в партитуре немало и очень светлых страниц. Свежими, жизнерадостными красками написана симфоническая картина «Путешествие Зигфрида по Рейну». На противоположном полюсе – «Траурный марш на смерть Зигфрида», трагическая кульминация всего вагнеровского эпоса. И симфонические эпизоды, и партитура в целом пронизаны лейтмотивами – емкими музыкальными эмблемами, которыми композитор-реформатор последовательно снабдил героев, семьи, предметы, явления природы, психические состояния и даже философские категории. Новых лейтмотивов в «Гибели богов» всего с десяток, остальные – около сотни – уже хорошо известны тем, кто не пропустил предыдущие части квадриптиха. Из-за обилия знакомого материала некоторые критики рискуют называть «Гибель богов» оперой-попурри, однако надо отдать должное бездонной фантазии Вагнера: в умении переосмысливать и варьировать свои музыкальные идеи ему нет равных.
В самом конце «Гибели богов» звучит мелодия, которую принято называть лейтмотивом любви-искупления. Прежде Вагнер использовал эту тему лишь единожды, в «Валькирии», когда совершенно отчаявшейся Зиглинде было предречено рождение героя-спасителя, Зигфрида. В финале истории Зигфрид погибает, Валгалла горит, а «из развалин обрушившегося дворца мужчины и женщины, глубоко потрясенные, смотрят на разгорающийся небесный пожар». И тогда гениальный драматург Вагнер произносит свое последнее слово: оркестр очень тихо играет нежную мажорную музыку, полную любви, утешения и надежды. Человечество продолжает жить.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу, а певцы с трудом преодолевали стереотипы своей профессии. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.
Немецкий композитор-драматург отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. Тем не менее Вагнера идут в первую очередь слушать. В бригаде мариинского «Кольца», так же как на байройтской премьере, центральное положение занимает дирижер-постановщик. Соавтором концепции Валерия Гергиева выступил художник Георгий Цыпин, костюмы придумала Татьяна Ногинова. Авторы спектакля нашли решение, благодаря которому их «Кольцо» никогда не утратит своей художественной силы. Вагнеровская сага выведена ими за пределы конкретного исторического времени и пространства, в область символов и кодов. Путь, по которому пошли постановщики, уникален: в мариинском «Кольце» нет ни людей в шкурах, ни людей с портфелями. Тетралогия предстает здесь как универсальный миф, вобравший в себя элементы самых разных культур и культов, вплоть до египетских и осетинских. Основополагающий визуальный образ всех четырех спектаклей – придуманные Георгием Цыпиным исполины, «полубоги, мифические великаны – молчаливые свидетели всего происходящего. Они живут в каком-то другом временнóм пространстве. Чтобы одному из них повернуть голову, нужна тысяча лет» (из интервью художника).
Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно-единственное исполнение, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру – сжечь. До такого радикализма дело не дошло, но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым, незаурядным статусом. Его редкое (как правило, раз в сезон) появление на мариинской афише сродни вагнеровскому фестивалю, все участники которого на четыре дня поднимаются над буднями и вовлекаются в круговорот событий космического масштаба. Христина Батюшина

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)