Санкт-Петербург, Мариинский театр

Щелкунчик


балет Петра Чайковского

Спектакль Приморской сцены Мариинского театра

Исполнители

Дроссельмейер – Валерий Игнатов
Маша – Милана Филимонова
Фея Драже – Лада Сартакова
Щелкунчик-принц – Денис Клепиков

Мировая премьера: 6 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера во Владивостоке: 19 декабря 2014 года


Продолжительность спектакля: 2 часа 10 минут
Спектакль идёт с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Эльдара Алиева по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Хореограф-постановщик – Эльдар Алиев
Художник по декорациям – Семён Пастух
Художник по костюмам – Галина Соловьева
Художник по свету – Эльдар Алиев

Краткое содержание

Пролог
Близится Рождество — время чудес. Старый сказочник Дроссельмейер задумал свою самую лучшую сказку — о добре и зле, зависти и самопожертвовании, любви и дружбе.

Действие I
В доме Штальбаумов собрались гости. Дочка Штальбаумов Маша веселится с другими детьми. На празднике появляется Дроссельмейер. Он вместе с куклами рассказывает детям о прекрасной фее Драже и влюбленном в нее Принце, которых разлучила коварная Крысильда, превратив Принца в безобразного Щелкунчика. Ее проклятие не спадет, пока кто-нибудь не решится самоотверженно броситься на выручку заколдованному. Дети благодарят Дроссельмейера и разбегаются, лишь Маша остается рядом с деревянным Щелкунчиком. Сказочник продолжает повествование для нее, но брат Маши, озорник Франц, разыгравшись, ломает Щелкунчика. Маша безутешна. Дроссельмейер успокаивает девочку, перевязав сломанную руку ее нового любимца.

Гости расходятся. Лишь закрылась дверь за последним участником торжества, как зала оказывается во власти мышей. Это сын Крысильды, Мышиный король, привел своих подданных, чтобы расправиться с Щелкунчиком. Маша стремится защитить нового друга. Ей на выручку приходит Дроссельмейер, и мыши вынуждены отступить. Дроссельмейер объясняет Маше, что она не просто попала в сказку — только от нее зависит, как эта сказка закончится.

Тем временем Мышиный король выводит войска на битву. Ему противостоит Щелкунчик, вставший во главе оловянных солдатиков. В самый опасный момент сражения Маша приходит на выручку Щелкунчику: бросает в Мышиного короля зажженную свечу. Полчища мышей исчезают, а на месте уродливого Щелкунчика оказывается прекрасный Принц. Чары разрушены, и юноша приглашает Машу в страну феи Драже.

Действие II
Волшебная ладья доставляет Машу и Принца к замку феи Драже в стране Сладостей. Когда проклятие Крысильды пало на Щелкунчика и фею, все обитатели замка застыли, но теперь чары отступили, и в замке снова воцаряются радость и веселье. Машу приветствуют Король, Королева и их многочисленные друзья. Испанский танец сменяется восточным, китайский — удалой русской пляской. Кульминация праздника — дуэт Принца и феи Драже. Маша танцует с гостями, феей и Принцем.

Эпилог
Свеча догорает на столе кукольного мастера. В гостиной, свернувшись клубком в кресле, спит Маша рядом с игрушечным Щелкунчиком. Старая сказка закончена, и на смену ей спешит новая.


Самый любимый рождественский балет, «Щелкунчик» давно уже стал тем спектаклем, который вне зависимости от сезона дарит ощущение волшебного праздника и сказочных перемен. Чудесная история о прекрасном принце, заколдованном в уродливую куклу, и доброй девочке Маше, которая помогает Щелкунчику победить ужасного Мышиного короля и обрести счастье, неизменно привлекает и детей, и взрослых.

Дивная музыка этого балета так хорошо знакома всем сызмала, что подчас трудно себе представить, насколько новаторской она была для своего времени. Чайковский невероятно расширил сферу характерных танцев: в «Щелкунчике» есть и галерея ярких ребячьих портретов (недаром его называют «симфонией детства»), и фантастические образы игрушек и мышей, и роскошный парад сластей Конфитюренбурга. Как бесконечно далеко ушла вперёд от схем национальных старого балета сюита вкусных напитков, которыми угощают публику во II акте: густой обжигающий испанский шоколад; арабский кофе, музыка которого словно окутывает сцену ароматным дымком; изысканный, как китайская церемония, чай. Композитор сделал необычайно щедрый подарок артистам: в «Щелкунчике» не только человеческие персонажи, но и каждый предмет персонифицирован, что позволяет задействовать в спектакле всю труппу и превратить его в триумф кордебалета.

Отдельного внимания заслуживает изобретательная оркестровка: например, в сцене войны мышей и солдатиков с дробью маленьких барабанов, звуками игрушечных боевых фанфар, мелькающей мышиной беготнёй и писком. Жемчужина партитуры «Щелкунчика» — хрустальный танец Феи Драже, в котором Чайковский впервые в русской музыкальной литературе употребил изобретённую всего несколькими годами ранее челесту — инструмент с прозрачным, «тающим», поистине завораживающим тембром. И все же главный секрет успеха музыки этого балета заключается в том, что она, подобно сюжету, обладает теми неподкупными свежестью и юностью, что всегда пленяют и всегда нравятся.

Среди балетов Чайковского «Щелкунчик» получил, пожалуй, наибольшее количество интерпретаций с различными смысловыми акцентами. Приморская сцена Мариинского театра представляет его в выразительной хореографии Эльдара Алиева, которая опирается на оригинальный сценарий Мариуса Петипа. Это — настоящая новогодняя феерия с великолепными костюмами и декорациями, наполненная взрывами румяного детского смеха и хвойным запахом праздничной ёлки. Надежда Кулыгина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)