Санкт-Петербург, Мариинский театр

Федра
 Жар-птица 


балет на музыку Филипа Гласса

Спектакли Приморской сцены Мариинского театра

Исполнители

Премьера: 18 февраля 1987 года, Даллас, театр Маджестик
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 12 ноября 2021 года, Владивосток


Продолжительность спектакля: 55 минут

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Филипа Гласса
Использовано с разрешения © Dunvagen Music Publishers Inc.
Хореография Флемминга Флиндта

Постановщик Джейкоб Спарсо
Художник Пётр Окунев (по замыслу Бени Монтресора)
Художник по свету – Тони Туччи
Восстановление и адаптация светового оформления – Эрин Эрл Флеминг

Краткое содержание

Федра – героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.), жена афинского царя Тесея. Сын Тесея от предыдущего брака, молодой Ипполит, разгневал Афродиту тем, что отказался поклоняться ей и полностью посвятил себя Артемиде. Желая отомстить, Афродита заставляет Федру влюбиться в пасынка. Героиню охватывает любовное безумие, она не может найти себе места, однако причину своего недуга Федра скрывает. Выведать тайну удается ее кормилице, и та рассказывает о запретной страсти Ипполиту, связав его клятвой молчания. Потрясенный Ипполит проклинает всех женщин. Федра решает покончить с собой, но свою смерть она превращает в орудие мести за неразделенные любовные страдания, написав письмо, в котором обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Перед гневом отца Ипполит беззащитен – кормилице он поклялся скрыть все происшедшее от Тесея. Поверивший клевете Тесей проклинает сына и просит Посейдона свести Ипполита в Аид. Слишком поздно Артемида раскрывает Тесею правду о его сыне и Федре.

Действие балета основано на этих цитатах из трагедии «Ипполит».

Сцена первая
Афродита: Я накажу Ипполита сегодня же.

Сцена вторая
Федра и Тесей: Уйди же, ради бога, и отпусти мою руку.

Сцена третья
Ипполит: Следуй за девой-хранительницей нашей, Артемидой.

Сцена четвёртая
Ипполит: Тело моё непорочно.

Сцена пятая
Федра и Няня: Афродита насылает на Федру несчастливую звезду.

Сцена шестая
Ипполит: Эта фальшивая монета, женщина – проклятье рода человеческого.

Сцена седьмая
Федра: Страсть заполнила собою всю жизнь.

Сцена восьмая
Хор: Любовь, несущая разрушение.

Сцена девятая
Ипполит: Да будет проклят весь женский род.

Сцена десятая
Федра: Силы покинули меня.

Сцена одиннадцатая
Хор: Тело её кажется таким истощённым, все силы покинули её.

Сцена двенадцатая
Федра и Ипполит: Ужасно пришествие Афродиты. Дыхание её злобы ощущается повсеместно.

Сцена тринадцатая
Няня: О, ненавистный день! Ненавистная жизнь.

Сцена четырнадцатая
Федра: Смерть должна положить конец мукам.

Сцена пятнадцатая
Тесей: Моя мёртвая жена, жизнь не мила мне без неё. 

Сцена шестнадцатая
Тесей – Ипполиту: Возьми себе в хозяева Орфея, исполняй его безумные ритуальные танцы. 

Сцена семнадцатая
Хор: Возрыдай над Царицей, слёзы за её слёзы.

Сцена восемнадцатая
Тесей: Как часто, Афродита, буду я в слезах вспоминать о том зле, что ты принесла мне.


Хореографа Флемминга Флиндта в России знают, прежде всего, как автора балетного триллера «Урок» по пьесе Ионеско – в 2007-м мастер приезжал в Москву, чтобы поработать с артистами над этой своей самой известной постановкой. Между тем, в послужном списке датчанина Флиндта немало заметных свершений – исполнение главных партий в балетах Парижской оперы и датского Королевского балета, постановка гоголевской «Шинели» и «Смерти в Венеции» для Рудольфа Нуреева, сочинения для руководимых им трупп Королевского балета Дании и Балета Далласа.

Одновременно минималистичная и зрелищная «Федра» – из далласских его работ. Свое прочтение древнегреческого мифа хореограф создавал с композитором Филипом Глассом. Тогда, в 1980-е, Гласс уже был очень известен в музыкальном театре: его опера «Эйнштейн на пляже» в постановке Роберта Уилсона уже прогремела на Авиньонском фестивале, балеты Джерома Роббинса и Твайлы Тарп на его музыку собирали восторженные отзывы. Представители разных поколений публики концертных залов, оперного театра, танцевальной сцены и мира популярной музыки пристально следили за появлением новинок Гласса. Сегодня к территории его завоеваний добавилось и кино: сочинения Гласса звучат в фильмах Мартина Скорсезе, Вуди Аллена и Андрея Звягинцева.

Характеризуя свой стиль как «музыку с повторяющейся структурой», Гласс добивается драматизма минимальными средствами, и эта сдержанность и в то же время эмоциональный накал оказались очень уместны в танцевальной трактовке мифа о Федре. Графичность рисунков танца, белизна античных статуй и красный цвет человеческих страстей объединились в балете Филипа Гласса и Флемминга Флиндта, знающих толк в сценических разговорах о суетном и вечном.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)