«Научить можно многому, но есть вещи, которым научить нельзя. Именно это она умеет», – сказал об Александре Довгань легендарный пианист Григорий Соколов. К Саше слово «вундеркинд» применять как-то неловко: да, это, безусловно, чудо, но ребенок – только по годам. «Когда вы слушаете Александру Довгань, вам не придет в голову, что играет 12-летняя пианистка», – так Соколов представил артистку в мае прошлого года в амстердамском зале Консертгебау, а летом – на Зальцбургском фестивале. В ноябре 2019-го Саша покорила парижан, сыграв сольный концерт в Театре Елисейских полей. В Мариинском театре Саша выступала уже несколько раз – и с сольными программами, и с оркестром, ее имя уже много говорит публике. Сашина игра подкупает искренностью и глубокой вдумчивостью. Она, подросток XXI века, вступает в диалог с музыкальной культурой прошлого, делает ее живой и актуальной без малейшего осовременивания. Автор-композитор для нее всегда на первом месте. Удивительно скромная, даже застенчивая внешне девочка за роялем раскрывает всю поразительную красоту своего таланта, глубину личности, масштаб интеллекта.
Сосредоточенность, благородство, филигранная техника, ответственность за каждый звук, артистизм без тени внешней бравады – все эти эпитеты применимы к Сашиной игре, но не могут передать то щемящее чувство тайны, которое она оставляет у слушателя.
Многие комментаторы пишут под видеороликами с Сашиной игрой слово «спасибо» на самых разных языках. Слушая ее, действительно испытываешь благодарность – ей, такой грациозной и вместе с тем сильной, и ее гениальному педагогу Мире Марченко. По признанию Саши, самое главное для нее – не победы в конкурсах, а концертные выступления. Она любит сцену, любит играть для людей и делает это с полной самоотдачей.