В Санкт-Петербургской консерватории за многие годы работы сформировались собственные исполнительские школы, в том числе и камерно-ансамблевая. Традиции этой школы, опыт замечательных музыкантов сегодня сохраняет и развивает кафедра камерного ансамбля, отметившая в 2018 году 90-летие. Многие из ее воспитанников стали лауреатами престижных конкурсов, преподавателями высших учебных заведений в России и за рубежом.
Концерты цикла посвящены выдающимся пианисткам – участницам камерных ансамблей, профессорам кафедры, отдавшим работе в консерватории много лет. В концертах будут участвовать музыканты трех поколений: ученики Средней специальной музыкальной школы, студенты, выпускники и преподаватели консерватории.
Фелиция Исааковна Фондаминская (1909–1978)
«Фантастический педагог по камерному ансамблю… невероятное, феноменальное явление» – так охарактеризовала Фелицию Фондаминскую одна из выпускниц ее класса камерного ансамбля. Она была выдающимся исполнителем камерной музыки, играла в ансамбле с такими замечательными музыкантами, как заслуженный артист РСФСР концертмейстер ЗКР скрипач Виктор Либерман, концертмейстер группы виолончелей того же оркестра, впоследствии народный артист России и профессор Санкт-Петербургской консерватории Анатолий Никитин, профессор Санкт-Петербургской консерватории виолончелист Эммануил Фишман.
Современники отмечали удивительную ансамблевую слаженность во время выступлений Фондаминской, ловкость и поразительную координацию на рояле, которая позволяла ей беспрепятственно преодолевать фактурные трудности, особенно значимые для маленьких рук Фелиции Исааковны. Но главное – все слушатели оставались под гипнотическим воздействием «говорящих» пальцев мастера, завораживающих звуковых красок, совершенства музыкальной формы и стиля.
Среди учеников Фелиции Фондаминской заслуженные артисты России профессора Санкт-Петербургской консерватории Наталия Арзуманова, Владимир Поляков, заслуженный деятель искусств России, академик Лариса Грабко, кандидат искусствоведения, профессор Татьяна Воскресенская и другие. Очень деликатная и безупречно воспитанная, Фондаминская и в педагогике избегала диктата, считая студентов консерватории своими коллегами, мягко прививая им умение искусной игры в ансамбле на классическом репертуаре.