Жизель – Надежда Батоева
Граф Альберт – Кимин Ким
Ганс – Иван Оскорбин
Мирта – Шамала Гусейнова
Классический дуэт: Влада Бородулина, Алексей Тимофеев
Для зрителей многих стран в 1970-1980-е танец Натальи Макаровой был воплощением великих традиций русской школы классического танца и больше того – воплощением русской души в балетном искусстве. Ее Одетте-Одиллии, Китри, Джульетте, Авроре рукоплескали зрители Американского театра балета, Лондонского Королевского балета, Балета Марселя и многих театров мира. А начиналась блистательная карьера Натальи Макаровой в Ленинграде. Эмоциональную, с удивительно красивыми линиями выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой заметили сразу, и за десять лет в труппе Театра им. Кирова (сегодня Мариинского) Макарова перетанцевала немало партий – подготовила ведущие роли в спектаклях классического наследия, участвовала в постановках Леонида Якобсона, Константина Сергеева, Игоря Бельского, Олега Виноградова.
В Жизели она дебютировала в первый свой сезон работы в театре, и роль надолго осталась в репертуаре балерины. «Этот спектакль стал зеркалом моей человеческой и актерской зрелости, – признается Наталья Макарова. – Ни один балет не ложился так легко на мои физически данные, ни один не приносил большего успеха и творческого удовлетворения, и ни над одним я столько не размышляла, как над "Жизелью"». Ее героиня со временем менялась, образ обретал глубину. К техническому совершенству танца, безупречной музыкальности и говорящей выразительности движений добавлялась актерская мудрость. Краски беспечной юности обогащались размышлениями о прощении, и продуманная палитра нюансов наполняла Жизель Макаровой новой энергией, заставляя трепетать сердца публики.
В 1970-м Наталья Макарова приняла решение остаться на Западе, и следующие двадцать лет ее балеринского пути были связаны с ведущими мировыми сценами, с признанием и восхищением зрителей всего мира. Однако свой последний спектакль Макарова станцевала на родной сцене – в 1991-м она поставила точку в своей исполнительской карьере выступлением в Мариинском театре.
Ольга Макарова
Премьера – 28 июня 1841 года, Королевская академия музыки, Париж
Премьера в Петербурге – 18 декабря 1842 года, Большой (Каменный) театр
Премьера редакции Мариуса Петипа – 5 февраля 1884 года, Большой (Каменный) театр
Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом
«Жизель» – пожалуй, самый мистический балет сегодняшнего репертуара. Начнем с того, что в основе его либретто фантастическая история о любви, преодолевающей границы миров. История, в которой юная героиня, умирая от разбитого сердца, мистическим образом слышит зов манящих ее в свой хоровод призраков, а став одной из них, спасает предавшего ее любовь. В эпоху романтизма, апогеем балетных поисков которой стала созданная в 1841 году «Жизель», к рассказам о потусторонних мирах зрители были привычны. И «Жизель» оказалась идеальным воплощением романтического двоемирия, где витальная энергия сцен реальной жизни первого акта противопоставлена завораживающей бестелесности танца вилис во втором. Не без влияния этого популярного спектакля разнообразными тенями, нереидами и прочими обитательницами видений обогатился и последующий балетный репертуар. Помимо сюжета, загадочных превращений полна и история этого спектакля. Пусть эти превращения не всегда мистические, часто вполне логически объяснимые, но напоминающие детективное расследование попытки установить авторов спектакля и долю их вклада в шедевр создали «Жизели» славу весьма загадочного балета.
Легенды еще до премьеры окружили спектакль, задуманный модным ньюсмейкером Парижа, литератором Теофилем Готье и репетировавшийся в Парижской Опере популярным красавцем Люсьеном Петипа и восходящей звездой балета Карлоттой Гризи. Успех танцев, приписанных парижской афишей хореографу Жану Коралли, привел «Жизель» на сцены многих европейских городов, в числе которых был и Петербург. Со временем в Петербурге хореограф Мариус Петипа по своему вкусу пересмотрел эти танцы. В версии Петипа спектакль и сохранился. В начале ХХ века он был показан петербургскими артистами дягилевской антрепризы в Париже, к тому времени уже забывшем о своем некогда обласканном шумной славой шедевре. Преображенная «Жизель» вновь покорила зрителей. А позже исследователи в историю романтического спектакля вплели историю романтических отношений, предположив, что в сочинении балета в Париже участвовал Жюль Перро, супруг первой исполнительницы главной партии, известный многими, увы, не сохранившимися постановками. Так в числе хореографов «Жизели» объединились имена трех мастеров. А превращение в советской афише композитора балета Адольфа Адама в Адана продолжило череду интригующих метаморфоз «Жизели».
В ХХ веке «Жизель» петербургского образца стала желанной и почетной гостьей многих сцен мира. Привет из эпохи романтизма, этот спектакль стал энциклопедией исполнительского мастерства. По трактовкам главных партий, предложенным выдающимися артистами разных стран и десятилетий, можно изучать динамику художественных течений и эстетических предпочтений времени. Для многих исполнителей этот спектакль стал экзаменом на актерскую состоятельность, а зрителей уже второе столетие пленяет трогательная и драматичная история о великой любви, рассказанная идеальной гармонией классического танца. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)