Санкт-Петербург, Концертный зал

Анна Болейн

лирическая трагедия в двух действиях (концертное исполнение)

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)


Музыка Гаэтано Доницетти
Либретто Феличе Романи

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Генрих VIII – Павел Шмулевич
Анна Болейн – Татьяна Старкова
Джейн Сеймур – Регина Рустамова
Лорд Рошфор – Юрий Евчук
Лорд Ричард Перси – Дмитрий Воропаев
Сметон – Людмила Градова
Сэр Херви – Николай Стацюк

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Федерико Санти

О концерте

Краткое содержание оперы «Анна Болейн»
Место и время действия – Виндзор и Лондон, 1536 год.

Действие I
В Виндзорском замке двор напряженно ожидает короля. Ни для кого не секрет, что Генрих VIII охладел к супруге и его новая фаворитка – Джейн Сеймур, приближенная Анны. Все опасаются за королеву, предчувствуя ее ужасную судьбу, как у предшественницы – Екатерины Арагонской. Страдающая Анна хочет отвлечься и просит влюбленного в нее Сметона исполнить песню. Однако ей становится еще грустнее: королева вспоминает Ричарда Перси – свою первую любовь, от которой отказалась ради короны (каватина Анны Come, innocente giovane… / Невинный юноша…). Генриха нет, и Анна отпускает придворных. Оставшись наедине с Сеймур, она призывает ту не соблазняться величием и внешним блеском. Через некоторое время король тайно появляется в покоях. Встретившись с Сеймур, он хочет освободить ее от мук совести. Однако фрейлина угрожает прервать отношения, если Генрих не женится на ней. Упрекая любовницу в расчетливости и честолюбии, король обещает расстаться с Анной и заключить брак (дуэт Генриха и Джейн Ah! qual sia cercar non oso… / Ах! Каким путем – спросить не смею…).
На придворной охоте лорд Рошфор встречает вернувшегося в Англию из ссылки лорда Перси, который по-прежнему любит Анну (каватина Перси Del primier felice amore… / Так и в светлые дни первой любви…). Появляется королевская чета, и Генрих с наигранным дружелюбием объявляет Перси, что он прощен по ходатайству королевы. Злорадно отметив смущение обоих, монарх излагает Херви коварный замысел: тот должен постоянно следить за Анной и Перси; они не смогут скрыть своих чувств, и Генрих уличит супругу в неверности. Король приглашает Перси присоединиться ко двору.
Сметон проникает в покои королевы, чтобы вернуть похищенный медальон с ее портретом (ариозо Сметона Ah! parea che per incanto… / Ах, казалось, ты отвечал на мои страдания…), но вынужден скрыться при виде Анны с Рошфором. По совету брата королева принимает Перси. Когда тот после требования Анны оставить ее навсегда угрожает покончить с собой, врывается паж. Он жаждет освободить свою госпожу от опасности, а себя – от соперника. Оба хватаются за шпаги, но появившийся король обвиняет всех в измене. Сметон клянется в своей невиновности, однако теряет в суматохе медальон, который Генрих поднимает и предъявляет как свидетельство неверности супруги. Король отвергает Анну и велит арестовать вместе с Перси и Сметоном (секстет Ah! segnata e la mia sorte… / Ах, разве ты не знаешь, каковы мои узы…).

Действие II
В мрачном Тауэре Анна оплакивает свою судьбу и просит Бога простить ее грехи. Пришедшая Джейн Сеймур предлагает ей спасти жизнь: королева должна признать вину, тем более что Генрих уже давно любит другую. Анна отказывается и, заставив Сеймур открыться во всем, сначала проклинает соперницу, но затем, тронутая ее раскаянием, прощает бывшую подругу (сцена и дуэт Анны и Джейн Dio, che mi vedi in core… / Боже, зрящий мое сердце…).
Спасая жизнь королевы, Сметон под давлением Генриха оговаривает себя и Анну. Тем временем Перси упрекает короля в том, что тот похитил у него любимую, которая сейчас верна супругу. Желая побыстрее расправиться с обоими и не слушая просьбы Сеймур о сохранении Анне жизни, Генрих велит начать суд. Херви объявляет приговор: за бесчестье монарха королева и ее сообщники приговорены к смерти.
Анна ожидает казни в темнице, ее душа странствует между мечтой и действительностью, между видениями юности и супружества (хор Chi puo vederla a ciglio asciutto… / Кто может глядеть на нее без слез…). Несчастная молит Небеса о милости. Канонада возвещает о браке Генриха VIII с Джейн Сеймур. Узников ведут на казнь.

Итальянец Доницетти любил писать оперы на сюжеты из английской жизни и создал целую трилогию об английских монархах. Первой в ряду стала «Анна Болейн», сочиненная в 1830 году, за ней последовали «Мария Стюарт» (1835) и «Роберто Деверё» (1837). Превосходное либретто Феличе Романи посвящено одной из знаменитых фигур в британской истории и жестоким нравам эпохи Тюдоров. Клубок страстей, в котором сплетаются любовь, гордыня и стремление к власти, распутывается на протяжении двух актов. Сюжет оперы небогат событиями, и внимание сосредоточено на внутреннем действии. Уже в первом акте становится очевидно, что над Анной сгущаются тучи, и происходящее дальше – лишь движение к неумолимому итогу. Все это облечено в изысканные и пластичные мелодии, каждым поворотом которых хочется любоваться, а оркестровые фрагменты, написанные с бетховенским драматизмом, предвосхищают некоторые страницы из опер Верди. «Анна Болейн» была написана примерно за месяц на вилле Джудитты Пасты на озере Комо и поставлена в миланском театре Каркано, в то время конкурировавшем со знаменитым Ла Скала. Блестящее исполнение Пасты вкупе с музыкальными красотами произведения стало причиной громкого успеха – после премьеры Доницетти писал в экстазе: «Настоящий триумф! Публика была на грани безумия». Вскоре оперу поставили и за рубежом: в Вене, Лондоне и Париже.
Екатерина Юсупова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход