Санкт-Петербург, Концертный зал

Дубровский

опера в четырех действиях (концертное исполнение)


Музыка Эдуарда Направника
Либретто Модеста Чайковского по одноименной повести Александра Пушкина

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Владимир Дубровский – Дмитрий Воропаев
Андрей Дубровский – Андрей Серов
Троекуров – Ярослав Петряник
Маша – Мария Баянкина
Князь Верейский – Денис Беганский
Дефорж – Карлос Д'Онофрио

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Тимур Зангиев

О концерте

Под руководством выдающегося дирижера Эдуарда Направника (1839–1916) Мариинский театр пережил настоящий расцвет. Направник, занимавший пост главного дирижера на протяжении почти полувека, с 1869 по 1916 год, сумел наладить и реформировать многие административные процессы, что отразилось на качестве исполнения. Густав Малер, дирижировавший оркестром Мариинского во время своего визита в Петербург в 1907 году, писал друзьям: «…Здешний оркестр просто великолепен и напоминает мне венский».
Хотя члены «Могучей кучки» не без оснований упрекали Направника в отсутствии симпатий к новой русской музыке, премьеры многих их опер состоялись именно на сцене Мариинского. Под управлением Направника прозвучали «Борис Годунов», «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», а также многие оперы Чайковского, с которым его связывали дружеские отношения. «В былой России стиль исполнения Чайковского долго определялся мудрым и стройным, несколько эмоционально сдержанным, но не снимавшим с музыки Чайковского обаяния ее задушевности дирижированием Эдуарда Направника», – писал музыковед Борис Асафьев.
Добротным профессионалом, «великим мастеровым» (как называл дирижера Стасов) Направник оставался и в композиции. Им были созданы четыре оперы, три симфонии, симфонические и камерные произведения. Опера «Дубровский» по повести Пушкина оказалась самой успешной из них.
Композитор работал над оперой во время своего театрального отпуска – летом 1893 и 1894 годов. К написанию либретто он привлек Модеста Чайковского, либреттиста, известность которому принесла работа над операми «Иоланта» и «Пиковая дама». Если для Пушкина романтический сюжет в духе Вальтер Скотта с главным героем «Робин Гудом», кольцом в дупле дуба и другими характерными деталями стал лишь отправной точкой для создания самобытной повести, то либреттист воспроизвел романтические коллизии всерьез. Изменился и финал: вместо прощания героев в лесу (Маша вышла замуж за князя Верейского и не может нарушить клятву) раненый Дубровский умирает на руках возлюбленной. «Дубровский» оказался ближе к оперному «Евгению Онегину», чем к «Каменному гостю» Даргомыжского, дословно воспроизводившего текст маленькой трагедии Пушкина. В музыке заметно сходство с «Пиковой дамой» Чайковского, первым исполнением которой Направник дирижировал в 1890 году, незадолго до создания своего произведения.
После тепло встреченной премьеры, состоявшейся 3 января 1895 года в Мариинском под управлением автора, опера вошла в репертуар сразу нескольких российских театров. Продолжали исполнять «Дубровского» и в советское время. Сейчас же опера почти исчезла со сцены, и услышать ее – редкая удача.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход