Санкт-Петербург, Концертный зал

Боярыня Морозова


опера Родиона Щедрина (концертное исполнение)

Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Первый концерт 51-го абонемента

Исполнители

Боярыня Морозова – Екатерина Сергеева
Княгиня Урусова – Виолетта Лукьяненко
Протопоп Аввакум – Александр Тимченко
Царь Алексей Михайлович – Сергей Алексашкин

Премьера: 30 октября 2006 года, Большой зал Московской консерватории
Премьера в Мариинском театре: 22 июня 2014 года


Продолжительность концерта 1 час
Концерт идет без антракта

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора на основе текстов из Жития протопопа Аввакума и Жития боярыни Морозовой

Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев

Краткое содержание

Часть первая
Анафема

Всем и каждому из неверных да будет анафема!..

– Как веруешь? Поведай нам!
– Аз верую по древнему преданию святых. Двемя персты…

– Отрекитесь! Молю аз сам!
– Сам царь вам молвит…

– Верую по древнему преданию святых. Двемя персты…
– Возьмите их! Цепи возложить! Возьмите их!..

Две сестры (боярыня Морозова и княгиня Урусова)

О сестра моя, не остави…
Вместе постраждем за старую веру именем Христове…
Постраждем за истину, аще смерть примем.
В кой вере родились, в той хотим умереть…

Угрозы

– Зриши ли огонь и орудия мучительны, на те уготованная?..
– Что ми огнем грозиши? Огня обычного не боюся, елико трепещу вечного пламени!..
Феодосия, царская кравчая, да сестра ей княгиня Урусова, оставьте распрю, креститесь тремя персты!..

Аввакум (Lamento I)

О, бедная боярыня с сестрой мучится…
Мати моя, молись крепко Господа ради…

Убийство сына Морозовой
Боярыня великая Морозова, царского ты рода…
Кравчая царская…
У тебя чадо есть!.. Сын!..
Отрекись!..

Люблю сына моего, яко единороден ми он есть, но не отступлю от веры.
Сына моего мертва узрю, но не отступлю от веры.

О, мати, мати моя, не остави…

Нам, чадо, настало время подвига!..

И послал к Ивану царь лекарей своих с ядами, с ядами…
Тако в малых днях и гробу предаши, а царь о смерти Иванове порадовался.
Так свободнее без сына матерь умучить…

Плач Морозовой о сыне

Увы мне, где в коем месте умре сын мой…
Аз есмь вина твоей смерти, чадо!
Не узрю тебя, пресладкий мой свете!..

Плачите со мною, все матери сынов своих…

Часть вторая
Пытки

О, исчадья ехиднины, вражьи души: на дыбу!
Сломаются ваши суставы, сдробятся руце, хребет, спина, растерзается плоть, и тело покроется язвами… Отрекитесь!

Нагих их по снегу мучить и бити немилостивна!..
Отрекитесь!

Плач Аввакума (Lamento II)

Выпросил у Господа светлую Россию Сатана, да очервленит кровию мученической…
Свете мой, еще ль дышишь, али сожгли или удавили вас?..

Заточение в темницу

Заточить их в земну темницу, навечно в темь, в град Боровск!..
Уморить голодом в боровской яме, в темнице смрадной, во тьме несветимой, в задухе земной, в хладе, во вшах, в тесноте, в муках!..
Никой милости!..

Смерть княгини Урусовой

Ах, постраждем, сестро, вкупе о имени Христове…

О сестро, отпусти меня к Владыке моему…
Аз изнемогаю и мню я, что к смерти близко…

Иди, цвете, сестро, иди и предстани возжеланному Христу…

Повеление царя

Сдохла одна злая злодеяца…
Вот мое повеление:
Погребите тело в остроге за оградою…
А Морозовой ни есть, ни пити не давати!

Разговор со стражем и смерть Морозовой

– Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада. Даждь ми калачика…
– Ни, госпоже, боюся…

– А ты дай мне хлебца, рабе Христов.
– Не смею.

– Сотвори добро, чадо, и любовь, рабе Христов, молю тебя, молю!
Аз женщина есмь, ступай на реченьку да измый мне рубаху мою.
– Не смею.

Неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах матери своя земли…
Господи, прими мя…

Эпилог (Аввакум: Lamento III)

Успе блаженная Феодора с миром…
О православные, соберитесь, матери и девы, и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.

Упокой души их, Господи,
во веки веков. Аминь…


В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы долго находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в десять-пятнадцать лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению названных сочинений. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название: «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто написано самим Щедриным на основе Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой, Жития протопопа Аввакума, писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». Идея этого произведения обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские «Страсти», и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других – не поименованных в опере – гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ: и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» – со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории – еще не получила сценического воплощения. Одна из вероятных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века. Владимир Горячих

Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц)


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)