Санкт-Петербург, Концертный зал

Страдивари-ансамбль Мариинского театра и камерный оркестр Мюнхенской филармонии


Солисты:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Антон Козьмин (скрипка)

Дирижеры:
Лоренц Настурика-Гершовичи
Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043

Феликс Мендельсон
Симфония для струнного оркестра № 9 до мажор

Петр Чайковский
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48

О концерте

Концерт для двух скрипок с оркестром был создан в Кётене, где Иоганн Себастьян Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. В распоряжении Баха не было хорошего органа, к тому же князь был приверженцем кальвинизма и не одобрял использование музыки во время богослужений. Неудивительно, что почти все наследие Баха кётенского периода составляют инструментальные сочинения светского характера. Это сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло и многочисленные инструментальные концерты. В своих концертах Бах следует традициям Антонио Вивальди, по-своему осмысливая его опыт. Подобно итальянскому мастеру, Бах использует трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней, а также строит драматургию первой части на контрасте звучания всего оркестра (ripieno) и солистов (concertino). В двойном концерте партии обеих скрипок совершенно равноправны. Первая часть поражает контрапунктической сложностью. Кантиленная вторая близка по духу оперному дуэту, оркестр здесь выступает в аккомпанирующей роли. В энергичном финале почти нет танцевальности, обычной для завершающих частей баховских концертов, зато по мастерству полифонического письма она не уступает первой. Двойной концерт Баха стал одним из самых популярных сочинений скрипичного репертуара. В историю вошло исполнение концерта в ноябре 1945 года в Москве, когда Иегуди Менухин – один из первых зарубежных солистов, выступивших в СССР после войны, – сыграл его вместе с Давидом Ойстрахом.
Владимир Хавров

Серенада для струнного оркестра до мажор (1880) Петра Чайковского принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца») и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман. В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть – вальс – традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу: аккомпанирующие голоса трактованы как хор, а основная напевная мелодия – это, конечно, романс, гениальная «песня без слов» в ряду других созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так в шедевре гениального композитора слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина

Об исполнителях

Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы. Ансамбль возник по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, играют в ансамбле лучшие инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря богатейшим и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.


Камерный оркестр Мюнхенской филармонии впервые выступил в 1988 году – с концертом в честь 75-летия Бенджамина Бриттена в Большом зале Мюнхенской высшей школы музыки и театра. Это событие и стало моментом рождения коллектива.
В составе оркестра выступают музыканты Мюнхенского филармонического оркестра. С 2004 года художественным руководителем коллектива является первый концертмейстер Мюнхенского филармонического оркестра Лоренц Настурика-Гершовичи.
Камерный оркестр Мюнхенской филармонии выступает в разных городах Германии и Франции, участвует в фестивалях в Шветцингене, Белграде, Брешии и Сантандере. На барочном фестивале в Вараждине (Хорватия) он получил I премию.
В 2007 году оркестр дал два концерта с Элен Гримо – в Мюнхенской филармонии и штутгартском Лидерхалле. Музыканты исполнили фортепианные концерты Шумана и Бетховена. В 2008 году состоялись концерты коллектива с Анне-Софи Муттер и Николаем Цнайдером на фестивале Мекленбурга – Передней Померании.
В 2009 году Камерный оркестр Мюнхенской филармонии выступил с пианистом Мартином Штадтфельдом в рамках фестиваля им. Джордже Энеску в Бухаресте и в Мюнхенской филармонии. В 2012 году они совершили турне по городам Германии и выпустили совместный диск (Sony).
В дискографии коллектива – множество записей, созданных в сотрудничестве с известными исполнителями. Современные композиторы часто доверяют оркестру премьеры своих сочинений.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход