Санкт-Петербург, Концертный зал

XXI международный фестиваль «Музыкальный Олимп»


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Джи Ён Лим (скрипка)
Анна Цыбулева (фортепиано)
Селен Дзанетти (сопрано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Нимрод Дэвид Пфеффер


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

Морис Равель
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль мажор

Антонин Дворжак
Ария Русалки из оперы «Русалка»

Джузеппе Верди
Ария Амелии из оперы «Симон Бокканегра»

Джузеппе Верди
Сцена Дездемоны из оперы «Отелло»


О концерте

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» – одно из первых значительных сочинений Чайковского в области симфонической музыки (уже написаны Первая симфония и «Фатум», впереди Вторая симфония и Первый фортепианный концерт). Идея создать произведение на давно излюбленный композиторами шекспировский сюжет была подсказана Чайковскому Балакиревым – представителем "враждебной" петербургской школы, но по тем временам достаточно тесно общавшимся с композитором и даже в определенной мере направлявшим его работу над этим сочинением. Судя по переписке Чайковского с Балакиревым, процесс создания «Ромео и Джульетты» был непростым. Первый вариант увертюры, датирующийся 1869 годом, не совсем удовлетворил композитора и за ним последовали еще две редакции: вторая в 1870 году и третья – в 1880. Но вот парадокс – сложная история создания сочинения практически не просматривается в конечном результате. Музыка увертюры скорее могла бы вызвать мысль о спонтанном порыве вдохновения, нежели о многолетней мучительной работе. Напряженная драматическая фабула, которая раскрывается условиях предельно лаконичной формы, и типично «чайковская» красота главных тем делают «Ромео и Джульетту» одним из самых замечательных и любимых слушателями симфонических сочинений.
Екатерина Юсупова

История Концерта для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского во многом напоминает историю его же Первого фортепианного концерта: и здесь композитор столкнулся с недоверием профессионалов, сменившимся позднее восхищением и полным признанием (с этим связана и перемена посвящения: вместо знаменитого скрипача Леопольда Ауэра, не рискнувшего исполнить концерт, его адресатом стал молодой русский музыкант Адольф Бродский, с успехом исполнявший концерт в России и за рубежом). Ныне концерт входит в обязательную программу Международного конкурса имени П. И. Чайковского и в репертуар многих выдающихся скрипачей мира. Концерт создавался композитором в Кларане (Швейцария) ранней весной 1878 года. Очарованный весенней природой, Чайковский писал своему другу и меценатке Надежде Филаретовне фон Мекк: «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем». Письмо было послано сразу после окончания первой части концерта и именно в этой части (особенно в самом ее начале) мы можем ощутить то овладевшее Чайковским чувство полной внутренней гармонии, слияния с окружающим миром, которое нечасто можно встретить в его музыке. Конечно, и в скрипичном концерте есть страницы, окрашенные меланхолией и даже печалью (небольшая вторая часть, Канцонетта), но в целом это одно из самых светлых сочинений Чайковского.
Концерт для скрипки Чайковского появился в тот исторический момент, когда техника игры на скрипке достигла поразительных высот, а скрипичная литература пополнилась многими выдающимися сочинениями современников Чайковского (с ними композитор внимательно ознакомился перед началом своей работы). Но и на этом фоне концерт Чайковского и сегодня производит сильное впечатление – прежде всего сложностью и виртуозностью партии солиста (достаточно сказать об игре в сверхвысоком регистре скрипки). Концерт создавался композитором в сотрудничестве со своим бывшим учеником по консерватории, скрипачом Иосифом Котеком, именно поэтому даже самые сложные в техническом отношении места партии солиста не только несут в себе художественное значение, но и хорошо звучат.
Без преувеличения можно сказать, что в этом концерте скрипка царит, в сочинении нет и тени соревновательности, характерной для концертного жанра. Особенно впечатляет в этом отношении открывающее концерт Allegro: на протяжении длительного времени у солиста нет ни одного такта паузы! В первой и второй части (канцонетта – это песня, песенка) скрипка «поет», в финале – словно бы меняет «амплуа»: становится «заводилой» народного праздника, вновь и вновь выступая с жизнерадостной плясовой темой. Скрипку можно уподобить «герою» произведения: встречаются в партии солиста и моменты раздумий, как бы отстранения от происходящего (самый яркий момент такого рода в финале – неожиданное появление печальной мелодии в разгар народного праздника – словно внезапно омрачившего настроение воспоминания). Почти на всем протяжении концерта оркестр поддерживает солиста, бережно сопровождая звучание скрипки в лирических эпизодах и помогая ей в праздничной атмосфере финала. Но есть и эпизоды, где оркестр выступает в качестве самостоятельного лица: это, прежде всего, торжественный полонез в первой части (трансформация главной темы) и ряд виртуозных вариаций в финале, написанных в духе «Камаринской» Михаила Ивановича Глинки.
Владимир Горячих

Фортепианные концерты Равеля принадлежат к числу его последних крупных сочинений. Они создавались в 1929–1931 годах, когда силы композитора постепенно сковывала тяжелая болезнь. Однако в музыке Первого фортепианного концерта соль мажор нет и следа скорби. Об этом сочинении автор сказал: «Это – концерт в самом точном смысле слова: он написан в духе концертов Моцарта и Сен-Санса. Я считаю, что музыка концерта может быть веселой и блестящей, без претензий на глубину или драматические эффекты… в моем концерте есть некоторые элементы, заимствованные у джаза, но все это умеренно». Удар хлыста, открывающий первую часть концерта, сразу окунает слушателя в мир баскских народных танцевальных мелодий. Их напористому ритму, тембровому разноцветью (рояль – пока один из инструментов оркестра) контрастирует сосредоточенная и напевная вторая тема, излагаемая поначалу фортепиано соло. В ней тотчас узнается любимая композитором «испанская грусть», но легко расслышать и джазовые нотки, навеянные знаменитой «Рапсодией в стиле блюз» Гершвина (Равель высоко ее ценил). Темы широко экспонируются, сменяют друг друга, сплетаясь в стремительной токкатной разработке и торжествуя в захватывающей энергичной коде. Медленная часть Adagio – лирический центр, кульминация концерта: фортепианное соло начинает протяженную инструментальную арию. Мелодия арии подхватывается оркестром, оживляется мелодическими узорами-орнаментами и разнообразными тембровыми микстами. Финал – снова токката. На этот раз она звучит гротескно и временами напоминает тарантеллу, наряженную в джазовые одежды.
Иосиф Райскин

Об исполнителях

Селен Дзанетти (сопрано)
Селен Дзанетти родилась в Виченце. Обучалась под руководством Козетты Тосетти и  брала уроки у Паоло Вальери, Сема Черрителли, Кати Риччарелли и Райны Кабаиванска. В настоящее время посещает мастер-классы Райны Кабаиванска Высшем институте музыкальных исследований Оскаро Векки и Антонио Тонелли в Модене.
Многократно выступала в Италии и за рубежом. В сентябре 2014 года дебютировала в роли Анжелики («Сестра Анжелика») в Театре Комунале в Кальи. В ноябре 2015 года исполнила партию Розины («Мнимая простушка») в Театро Сочиале в Ровиго.
В 2015 году получила I премию и Премию критиков на Международном оперном конкурсе в Брешии Omaggio a Maria Callas, I премию и Приз зрительских симпатий на Международном конкурсе им. Артуро Тосканини в Мантуе, I премию на Международном конкурсе вокалистов Кати Риччарелли в Вероне, I премию на Международном конкурсе вокалистов им. Гаэтано Фраскини в Павии, I премию и Премию критиков на Международном конкурсе им. Сальваторе Личитра в Чинизелло-Бальсамо, III премию и Премию Лучано Паваротти Фонда Паваротти на Международном конкурсе Premio Etta Limiti. В январе 2016 году стала лауреатом II премии и Специальной премии за лучшее исполнение музыки Верди на Международном конкурсе вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне.

Анна Цыбулёва (фортепиано)
Анна Цыбулёва начала учиться игре на фортепиано в 6 лет. В 2014 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Людмилы Рощиной). В настоящее время обучается в аспирантуре Московской консерватории и Базельской музыкальной академии (класс Клаудио Мартинеса Менера).
Выступала во многих городах России, а также в Японии, США и странах Европы.
В 2012 году получила I премию на Международном конкурсе пианистов памяти Эмиля Гилельса в Одессе. В ноябре того же года стала лауреатом Международного конкурса пианистов в Хамамацу (Япония).
В 2013 году участвовала в Международном фестивале в Киото и Международном фортепианном фестивале-институте в Нью-Йорке. В 2014 году стала лауреатом Международного конкурса пианистов в Такамацу (Япония).
В 2015 году одержала победу на престижном Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания) и получила ряд ангажементов в Великобритании и за ее пределами.

Джи Ён Лим (скрипка)
Джи Ён Лим начала играть на скрипке в 7 лет. Обучалась в Корейском национальном институте для одаренных артистов и Корейском национальном университете искусств (класс Нам Юн Ким). Выступала в Сеульском центре искусств, на фестивале Great Mountains в Пхёнчане (Южная Корея) и Музыкальном фестивале в Исикаве (Япония).
Среди ангажементов на сезон 2015–2016 годов – сольные концерты на Фестивале искусств в Гонконге, выступления Льежским филармоническим оркестром, Брюссельским филармоническим оркестром, Тайпейским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Познани, Люксембургским филармоническим оркестром, Сеульским филармоническим оркестром, Оркестром-ансамблем Канадзавы и другими коллективами.
Награждена Музыкальной премией Исикавы (2012) и Премией Kumho культурного фонда Kumho Asiana (2015).
Победительница множества музыкальных состязаний, среди которых Международный конкурс скрипачей им. Анри Марто (2011), Концертный конкурс Great Mountains в Пхёнчане (2012) и Международный конкурс скрипачей в Индианаполисе (2014).
В 2015 году завоевала I премию на Международном конкурсе им. королевы Елизаветы в Брюсселе (Бельгия); как победительница конкурса играет на скрипке Huggins работы Антонио Страдивари (1708).

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход