Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Екатерины Семенчук (меццо-сопрано)


В ПРОГРАММЕ:
Николай Римский-Корсаков
«О чем в тиши ночей», соч. 40 № 3
«Тихо вечер догорает», соч. 4 № 4
«На холмах Грузии», соч. 3 № 4
«Звонче жаворонка пенье», соч. 43 № 1

Цезарь Кюи
«Коснулась я цветка», соч. 49 № 1
«Царскосельская статуя», соч. 57 № 17

Милий Балакирев
«Обойми, поцелуй»
«Утёс»
«Слышу ли голос твой»
«Я любила его»

Александр Бородин
«Отравой полны мои песни»
«У людей-то в дому»

Модест Мусоргский
«Что вам слова любви»
«Забытый»
«Стрекотунья-белобока»
«Козел»
«Гопак»

Валерий Гаврилин
«Русская тетрадь»


Исполняет Екатерина Семенчук (меццо-сопрано)

Партия фортепиано – Дмитрий Ефимов

О концерте

«Русская тетрадь» (1965) – произведение, с которого началась известность Валерия Гаврилина в нашей стране (а позднее – и за рубежом), за него он, еще обучаясь в аспирантуре Ленинградской консерватории, был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Хотя «Русскую тетрадь» горячо поддержали такие выдающиеся музыканты, как Д.Д. Шостакович и Г.В. Свиридов, музыка Гаврилина вызвала не менее горячие споры. «Виной» тому – принципиальная новизна сочинения: его народных текстов, самой интерпретации народной темы (с подчеркнуто русским, а не советским характером), обращение не к традиционному крестьянскому фольклору, а к «новой лирике» современного села. Необычным предстал и давно укоренившийся в академической музыке жанр вокального цикла («тетрадями» композитор называл свои циклы песен и романсов): в «Русской тетради» увидели театральные черты, некоторые критики и исследователи заговорили даже о моноопере. Гаврилину пришлось неоднократно выступать, устно и в печати, с объяснением сущности своего произведения.
Как это будет и позднее в его творчестве, в песнях «Русской тетради» за видимым – часто простым и даже как будто приземленным – скрыт план высокого. Истинное содержание «проступает» перед слушателем не сразу: важные для понимания детали в поэтическом и музыкальном тексте накапливаются постепенно, и также постепенно обнажается глубоко трагический смысл сочинения. Извечная трагедия женской судьбы – смерть возлюбленного, крушение любви, надежд и всей жизни – воплощена Гаврилиным по-русски и совсем не так, как до сих пор было принято в русской и западной музыке. Как писал сам композитор, «предельное обнажение чувства было необходимо в “Русской тетради”, равно как и непосредственность в выражении эмоций, какими бы смешными или глупыми они на первый взгляд ни показались. Отсюда и композиция цикла, и прием-воспоминание, и смешение реального и ирреального в рассказе героини, и даже ее бред – как в “жестоком” романсе».
«Русская тетрадь» воспринимается как огромный монолог (весь цикл должен идти без перерывов между песнями), в котором нет какого-либо последовательного рассказа. Это не повествование о…, а цепь разновременных и резко контрастных воспоминаний-обрывков. В их кажущейся бессвязности – убедительность, правдивость, жизненность. Мысли и чувства героини движутся предельно свободно (особенно ошеломителен переход от сгущенной экспрессии «Зимы» к игриво-веселой атмосфере песни «Сею, вею…»). Во второй половине цикла укрупняется масштаб высказывания в каждой песне, раздвигаются не только жанровые рамки, но и границы вокальной мелодии: это не только пение, но и причет, речь, крик. Возвышенное завершение цикла – «В прекраснейшем месяце мае» – это тихое прощание, надежда на утешение и светлый «исход души»…
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход