Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Бастьен и Бастьенна

одноактный зингшпиль

исполняется на русском языке

Исполнители

Бастьен – Илья Селиванов
Бастьенна – Маргарита Иванова
Кола – Ярослав Петряник
Сатиры – Рустам Сагдиев, Игорь Чикишев
Знатные дамы – Ангелина Бычкова, Оксана Маторина

Партия фортепиано – Зарина Джатиева

Авторы и постановщики

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта
Либретто Фридриха Вильгельма Вайскерна, Иоганна Мюллера и Aндреаса Шахтнера в переводе Юрия Димитрина

Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Режиссер – Ирина Фокина
Концертмейстер – Юлия Корень
Хореография Ильи Устьянцева
Ответственный зa cценическoе офopмлениe – Светлана Петерс
Художник по свету – Дмитрий Камышанский

Краткое содержание

Пастушка Бастьенна опасается, что ее возлюбленный, Бастьен, забыл о ней: вот уже несколько недель он не появляется на полянке. Издалека доносятся звуки волынки, приближается деревенский колдун Кола. Он успокаивает Бастьенну: та забудет ветреника, как только выпьет отворотного бальзама. Сам же Кола понимает, что никакому волшебству не справиться с этим, и решает помирить влюбленных. Появляется беззаботный Бастьен. От колдуна он узнает, что к его подружке сватается столичный господин. Раздосадованный Бастьен просит отворотного зелья, которое колдун готовит прямо здесь. Кола читает волшебное заклинание: «Диги-даги, шуры-муры, хорум-харум, лирум-ларум…» Возвращается Бастьенна. Влюбленные демонстрируют холодность, осыпают друг друга насмешками и уже готовы проститься навсегда. В надежде на исцеление от любви они жадно пьют приготовленное колдуном зелье, но в конце концов мирятся.

О спектакле

Сегодня о Моцарте – чудо-ребенке могут напомнить не только полулегендарные истории, но и настоящие музыкальные сокровища – его сочинения. Первую оперу двенадцатилетнему Моцарту заказал сам император Иосиф II. Но «Мнимая простушка» (пятьсот рукописных страниц с нотами для оркестра и пения на итальянском!) не была поставлена в придворном театре: уж слишком много завистников было у семейства Моцартов.
Со следующим заказом справиться было проще. Герои второй оперы не только пели, но и разговаривали на родном для композитора немецком языке. Такой спектакль назывался зингшпиль, или сценки с пением. Моцарт выбрал популярный пасторальный сюжет: райский уголок, идеальный мир, в котором живут пастухи и пастушки, наивные и доверчивые. Они хоть и выглядят нарядно, но приоделись совсем не для бала или прогулки, да и ведут себя как дети. В незатейливом сюжете таилась мораль: люди близкие к природе и сельской тишине, не утратившие детского взгляда на мир, – чище и благороднее, а значит, и лучше. Эта идея очень нравилась знаменитому французскому философу и писателю Жан-Жаку Руссо, который даже сочинил музыкальную пастораль «Деревенский колдун». Моцарту она пришлась по вкусу, и для своей пасторали он взял такой же сюжет, назвав героев Бастьен и Бастьенна. Первое исполнение состоялось не на сцене, а в саду одного венского вельможи.
В этой незатейливой вещице только три действующих лица: пастух, пастушка и деревенский колдун Кола, который должен своим «волшебством» примирить поссорившихся влюбленных. У него есть забавная ария: заклинание «Диги-даги, шуры-муры» он читает на фоне грозных пассажей оркестра. Появление волшебника сопровождает деревенский наигрыш, имитирующий звучание волынки, а Бастьен и Бастьенна поют очаровательные песенки и дуэты.
Этот зингшпиль любят и взрослые, и дети. Музыковеды с удовольствием подмечают, как маленький Моцарт во вступлении предвосхитил тему из первой части «Героической симфонии» Бетховена.


Продолжительность спектакля 50 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации