Санкт-Петербург, Мариинский-2

Щелкунчик


балет Петра Чайковского
(постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова)

Четвертый спектакль 1-го абонемента

Исполнители

Дирижер – Андрей Данилов
Маша – Оксана Бондарева
Щелкунчик-принц – Антон Корсаков
Дроссельмейер – Игорь Колб
Королева снежинок – Татьяна Ткаченко

Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Льва Иванова – 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера балета в постановке Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова – 12 февраля 2001 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.T.A. Гофмана

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина
Хореография Кирилла Симонова
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов
Ассистент художника-постановщика – Андрей Войтенко

Краткое содержание

Действие первое
Сцена первая. КУХНЯ В ДОМЕ СОВЕТНИКА ШТАЛЬБАУМА
Кухня в доме советника Штальбаума. Предпраздничная суета, последние приготовления к праздничному ужину. Атмосфера кухни, увешанной окороками, сырами, колбасами, уставленной праздничной снедью, притягивает не только хозяев предстоящего ужина, но и главных героев будущего действия – крыс. Повар, отрезающий кусок от головки с сыром, обнаруживает там шкодливого крысенка. Он проскальзывает между ног повара и бросается прочь, сея панику в рядах кухарок.
На кухне появляются советник и госпожа Штальбаум, за ними прибегают их дети – Маша и Фриц, которые хотят полакомиться праздничным десертом. Фриц, любимый ребенок, получает конфетку. От Маши грубо отмахиваются.
Наконец повара, кухарки и все семейство Штальбаумов уходят. Кухня опустела, но только на мгновенье. Внезапно из всех щелей и дверей выползают крысы-хулиганы. Начинается пир. Крысиный кардинал Крыселье «руководит» необузданным весельем. Неожиданно появляется Дроссельмейер, крестный Маши, с заколдованным племянником – деревянной куклой Щелкунчиком.

Интермедия. ГАРДЕРОБНАЯ
Советник Штальбаум и его жена примеряют в гардеробной наряды для рождественского ужина. Не найдя ничего, что бы им понравилось, супруги Штальбаум остаются в повседневной домашней одежде. В гардеробную прибегают Маша и Фриц. Они мечтают получить новый наряд к празднику. Фрицу, избалованному любимчику, родители дарят наполеоновскую треуголку, а Маша, как всегда, остается ни с чем.

Сцена вторая. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
Гостиная в доме советника Штальбаума. Тут и мнимые трофеи сказочных охот, и якобы «родовые» рыцарские гербы и доспехи вместе с прочими украшениями, которыми можно прихвастнуть перед гостями дома. Гости Штальбаумов собираются на рождественский ужин. Начинаются танцы.
В разгар праздника появляется Дроссельмейер с рождественскими подарками.
Всех привлекают механические куклы – Рекрут, Маркитантка и два Казака. Дедушке-подагрику Дроссельмейер дарит огромную курительную трубку, а Фрицу – крысиную маску. Маше достается никому не нужная игрушка – Щелкунчик. Маша очарована ловкостью, с которой Щелкунчик колет орехи, но она чувствует, что это не простая игрушка.
Гости удаляются к столу, накрытому в глубине комнаты, продолжать праздничный ужин. Дети, оставшиеся без присмотра, ведут себя непосредственно и шкодливо. Дедушка-подагрик в танце «Гроссфатер» пляшет до упада и при этом теряет свою туфлю.

Интермедия I. ПОГРЕБ. УХОД ГОСТЕЙ
Усталые хозяева провожают гостей. Последним покидает дом советника Штальбаума Дроссельмейер. Он держит в руках блюдо с обглоданной головой кабана.

Интермедия II. ПРЕВРАЩЕНИЕ
В доме советника Штальбаума все уснули. Не спит только Маша. Она тихонько пробирается в гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика. Увиденная картина потрясает ее – крысы-аристократы, одетые, как гости ее родителей, танцуют в полутьме. Испуганная Маша падает в обморок. Крысы исчезают. Часы в гостиной бьют полночь.

Сцена третья. БАТАЛИЯ
Придя в себя, Маша с ужасом понимает, что гостиная увеличилась до гигантских размеров, а сама она стала величиной с елочную игрушку.
Звучат фанфары. Армия крыс собирается перед Крысиным императором. Армией командует крысиный Наполеон, очень похожий на Фрица – брата Маши.
Наконец появляются солдаты под предводительством Щелкунчика. Начинается бой. Испуганная Маша прячется в дедушкин башмак. Щелкунчик сражается с Кронпринцем. Желая помочь Щелкунчику, Маша бросает в Кронпринца свою туфельку. Кронпринц замирает от неожиданности, и в этот момент Щелкунчик наносит ему решающий удар шпагой. Раненый Кронпринц признает поражение и перед тем, как упасть, салютует Маше шпагой. Добрая девочка жалеет побежденного и перевязывает его рану обрывком своего платья. Крысиная армия разбита. Маша и Щелкунчик покидают дом Штальбаумов и отправляются в сказочное путешествие в дедушкином башмаке.

ПАНОРАМА
Маша и Щелкунчик пролетают в волшебном башмаке над крышами ночного города. Все окна домов в темноте, и только в витрине лавки сластей "Конфитюренбург" горит свет.

Сцена четвертая. СНЕЖНАЯ БУРЯ
Пролетев в башмаке над городом, Маша и Щелкунчик опускаются на заброшенное кладбище. Начинается метель. Злобные снежинки и их Королева стараются очаровать и погубить Машу, но Щелкунчик спасает ее, а волшебник Дроссельмейер останавливает снежную бурю.


Действие второе
Сцена первая. ЛАВКА СЛАСТЕЙ "КОНФИТЮРЕНБУРГ"
В дедушкином башмаке Маша и Щелкунчик прилетают в Конфитюренбург. Этот дивный сказочный город Щелкунчик показывает своей спасительнице Маше.
Конфитюренбург полон конфет и пирожных, а его забавные жители – большие любители сладкого. Машу и Щелкунчика встречает Фея драже с четырьмя сестрами Щелкунчика. Внезапно на Щелкунчика нападает Человек-Муха. Щелкунчик вступает в бой и вновь одерживает победу. Обитатели Конфитюренбурга танцуют в честь Маши и Щелкунчика. Маша поражена удивительным зрелищем. В порыве чувств она бросается к Щелкунчику и целует его. Щелкунчик превращается в Принца. Начинается свадебный вальс.

Интермедия. ПЕРЕД ЛАВКОЙ СЛАСТЕЙ
На холодной зимней улице перед лавкой сластей стоит печальный Дроссельмейер. Окно лавки забито досками, и только свет проникает в узкие щели. Дроссельмейер отчаянно пытается рассмотреть, что же происходит внутри.

АПОФЕОЗ


Мир этого «Щелкунчика» создан художником Михаилом Шемякиным. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки – плод его фантазии. В красочной фантасмагории шемякинского спектакля, населенного масками с длинными носами – не то людьми, не то мышами, подчеркивается драматизм, тревожность партитуры Чайковского. В этом балете, вдохновленном причудливыми гофмановскими фантазиями, нет места тихому семейному уюту и привычной гармонии классического танца – в предпраздничной суете на кухне орудуют крысы, пробуя сыры и колбасы, приготовленные для рождественского стола, а в лавке сластей летают мухи и пчелы. «Обстановку добротного уютного и "вкусного" бюргерского быта» художник представил с дотошностью старательного документалиста – ни одна кухонная мелочь, будь то поварешки или шумовки, гирлянды чеснока или ребра подвешенной среди утвари туши, не обделена вниманием художника. И зрителю ни на мгновение не приходится скучать – рассматривая трогательные подробности бутафории, декораций и костюмов, ребенок порадуется узнаванию знакомых предметов, а взрослый улыбнется порой неожиданному для детской сказки их использованию. «Задача новой постановки "Щелкунчика", – говорит Шемякин, – вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое. Обычно плюшевые мышата в многочисленных постановках не в состоянии вызвать у современного ребенка ни страха, ни симпатии. Уже начиная с 1920-х годов, мыши были заменены на крыс (в частности, у Федора Лопухова гофмановские Мышильда и ее сын превращены в крыс), ибо их поведение и в сказке, и в балете напоминает больше поведение крыс, этих странных и загадочных существ. В своей постановке я решил их "очеловечить". Это королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец». Ольга Макарова


27 сентября 2015
13 декабря 2015
10 января 2016
28 февраля 2016
Щелкунчик
13 марта 2016
22 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)