Санкт-Петербург, Концертный зал

Кажгалиев. Сибелиус. Прокофьев


Третий концерт 50-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Ержан Кулибаев (скрипка)
Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Казахстана «Астана Опера»
Артисты Симфонического оркестра Мариинского театра

Дирижеры – Абзал Мухитдинов, Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Тлес Кажгалиев
Cюита из музыки балета «Степная легенда»

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром ре минор

Сергей Прокофьев
Музыка балета «Ромео и Джульетта», номера из симфонических сюит №№ 1, 2

О концерте

Творческое наследие выдающегося казахстанского композитора Тлеса Кажгалиева обогатило казахскую профессиональную музыку и по праву является визитной карточкой национальной симфонической и камерной музыки. Творчество композитора вызывает ощущение жизнерадостности и динамики поступательного движения. Его музыка пронизана острым чувством современности, отличается яркостью тематизма, действенностью музыкальных образов. В ажной стилистической чертой произведений Тлеса Кажгалиева является своеобразное претворение национальных традиций, которое осуществляется в непосредственных связях с фольклорными источниками и шире, с тенденциями, сложившимися в казахском профессиональном творчестве XX века.
Основные жанры творчества Тлеса Капжгалиева – симфоническая музыка, камерно-инструментальные и вокальные произведения, вокально-симфонические произведения, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Музыка Кажгалиева исполняется в странах Европы и Америки, неизменно вызывает интерес и высокую оценку слушателей.
Одним из значительных сочинений Тлеса Кажгалиева является незавершенный балет «Степная легенда» на либретто балетмейстера Заура Райбаева. Это произведение, оставшееся, к большому сожалению, незавершенным, отличает общая лирико-эпическая направленность, связанная, прежде всего, с выбором темы. В  основу сюжета легла древняя казахская легенда о несчастной любви двух молодых людей: Козы-корпеша и Баян-сулу. Несмотря на незавершенность замысла, основной музыкальный материал произведения все же был создан: это все экспозиционные номера, центральные ансамблевые и массовые сцены.
Некоторые номера из балета исполняются в качестве самостоятельных симфонических картин, а также в составе сюиты. Последняя часть сюиты – это симфоническое скерцо "Қыз қуу", что в переводе с казахского языка означает «Догони девушку» – так называется национальная конноспортивная игра. Пьеса "Кыз куу" полна красок и энергии, прекрасных, почти зримых звуков, будоражащих воображение, заставляющих слушателей живо представить себе молодых всадников – девушку и юношу, скачущих по бескрайней степи.

С появлением Яна Сибелиуса (1865–1957) музыка Финляндии обрела голос, слышный во всем мире. Созданный им глубоко индивидуальный и своеобразный стиль письма, наследуя стилю крупнейших мастеров европейской музыки, в то же время претворяет ритмы и интонации финской народной музыки, образы могучей природы «страны тысячи озер».
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 создан Сибелиусом в 1903 году.
По словам известного дирижера Леопольда Стоковского, единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса представляет «одну из лучших симфоний композитора». Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения.
Первую часть концерта, развертывающуюся подобно импровизации сказителя, отличают суровый «северный» колорит оркестра, страстная и в то же время сдержанная лирика. В иртуозность партии солиста органически сочетается с масштабностью замысла, служит его воплощению. В торая часть – вдохновенная элегия, полная необычайных мелодических красот – принадлежит к самым возвышенным страницам романтической музыки. Темпераментный, стремительный «игровой» финал с упругим пунктирным ритмом, воплощает стихию народного танца. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.
Иосиф Райскин

Об исполнителях

Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» был создан в 2013 году. Большую роль в становлении коллектива сыграл дирижер Абзал Мухитдинов. С марта 2015 года главным дирижером оркестра является Алан Бурибаев.
В составе коллектива 110 музыкантов; артисты ежегодно проходят конкурсное прослушивание.
В исполнении оркестра прозвучали оперы «Аттила», «Травиата», «Аида», «Богема», «Тоска», «Биржан-Сара» Мукана Тулебаева, «Абай» Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди; балеты «Карагоз» Газизы Жубановой, «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка»; симфонии №№ 5, 3, 9 и Скрипичный концерт Бетховена, симфония № 2 Рахманинова, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, симфония № 5, Серенада для струнного оркестра и Скрипичный концерт Чайковского, Концерт для скрипки с оркестром № 3 и Реквием Моцарта, «Рапсодия стиле блюз» Гершвина и другие произведения.
По инициативе коллектива прошли циклы концертов «Симфоника», «Классика на все времена» и «Музыкальная гостиная “Барокко”».
С оркестром выступали дирижеры Валерий Гергиев, Марко Боэми, Ренат Салаватов, Владимир Кираджиев, Джузеппе Аквавива, Давид Хименес, Антонелло Аллеманди, солисты Хосе Каррерас, Елена Образцова, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев, Лучано Ганчи, Клаудио Сгура, Сергей Накаряков, Ольга Перетятько и другие. 31 декабря 2013 года концерт Симфонического оркестра театра «Астана Опера» транслировался телеканалом «Меццо». Летом 2013 года коллектив гастролировал в Италии.
В марте 2014 года при участии коллектива состоялись спектакли «Аттила» и «Биржан-Сара» в Мариинском театре. Осенью того же года концерты оркестра прошли в нью-йоркском Карнеги-холле, Парижской опере, Городском театре Антверпена и Зале Де Дулен в Роттердаме.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход