Санкт-Петербург, Концертный зал

Симфонии Брамса


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена
Дирижер – Пааво Ярви


В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Симфония № 4 ми минор, соч. 98
Симфония № 2 ре мажор, соч. 73


Дирижерские династии, в особенности успешные, довольно редки. Тем заметнее две из них: обе родом из стран Балтии, обе профессионально укоренены в ленинградской петербургской дирижерской школе. С Арвидом и Марисом Янсонсами соперничают в известности Неэме Ярви и его сыновья Пааво и Кристиан.
Пааво Ярви привлекает неординарными концертными программами: будь то со вкусом и ощущением стиля сопоставленные произведения классики и современной музыки (среди последних – обязательно партитуры эстонских композиторов), либо концерты-монографии, звучащие «собрания сочинений». Таковы продирижированные им циклы симфоний Бетховена, Брукнера, Малера. В 2011 году на фестивале «Звезды белых ночей» с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена он исполнил все четыре симфонии Шумана. Нынче с тем же коллективом дирижер предлагает симфонический «тетраптих» Брамса.
Четыре симфонии Брамса – труднейший экзамен для дирижера, требующий умения сочетать в исполнении пылкость романтика с суровой дисциплиной хранителя классических форм. В ожидании же брамсовского цикла Ярви присмотримся к характеру и составу оркестра и прислушаемся к словам самого дирижера в одном из недавних интервью.
«Я бы меньше всего хотел, чтобы слушатели моих бетховенских интерпретаций размышляли о том, насколько они аутентичны. Я ведь не докторскую диссертацию пишу. Точность ради точности, стиль ради стиля – мне это не интересно. Главное – естественное звучание музыки, что бы была слышна ее сущность... Мне хотелось нарушить привычку, установившуюся еще с конца XIX века, когда музыканты слушали всё ушами Вагнера <...> c очевидной манией величия. Когда Малер дирижировал симфониями Бетховена, <...> он масштабировал музыку согласно своим представлениям об оркестровом звучании (в Девятой симфонии он добавлял тубу и аж шесть валторн!). Сегодня мы ничего не утяжеляем, а напротив, облегчаем – мы знаем, что в бетховенское время музыкантов в оркестре было значительно меньше. Мы знаем, что даже в самых масштабных своих симфониях Бетховен мыслил камерно: в нотах записано многое, но еще больше – между нот. Это как с Библией: слова одни и те же, а толковать их можно по-разному <...> Даже Восьмую Малера, "симфонию тысячи участников", и то нужно играть камерно. Тут неизбежно возникают свои сложности – камерный стиль требует тонкой выделки, ручной работы».
Есть все основания ожидать, что сказанное дирижером о бетховенских симфониях относится и к его интерпретации симфоний Брамса.
Иосиф Райскин

Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена с 2004 года возглавляет Пааво Ярви. Одним из наиболее ярких достижений оркестра и дирижера стал проект «Бетховенский цикл». В течение шести лет в Париже, Токио, Страсбурге, Варшаве, на Зальцбургском фестивале и Бетховенском фестивале в Бонне были исполнены все девять симфоний Бетховена.
Запись симфоний, вышедшая на лейбле RCA, была высоко оценена критиками, а телекомпания Deutsche Welle сняла документальный фильм, посвященный «Бетховенскому циклу», который впоследствии был выпущен на DVD (Unitel). Фильм был отмечен многочисленными премиями и наградами. В октябре 2014 года на студии RCA вышел CD с записью увертюр Бетховена.
По завершении бетховенского проекта оркестр сосредоточился на исполнении симфонических произведений Шумана, которые прозвучали в Токио, Санкт-Петербурге, на Бетховенском фестивале в Варшаве и на сцене венского Концертхауса. О «Шумановском цикле» телекомпанией Deutsche Welle также был снят документальный фильм, впоследствии выпущенный на DVD при поддержке Unitel, Arte и Бременского радио.
Коллектив сотрудничает со всемирно известными музыкантами, в числе которых Кристиан Тецлафф, Мария Жуан Пиреш, Виктория Муллова, Элен Гримо, Янин Янсен, Игорь Левит, Дэвид Фрай, Мартин Грубингер, Хилари Хан, Генрих Шифф, Тревор Пиннок и Роджер Норрингтон.
Музыканты оркестра участвуют в совместных проектах с Восточной общеобразовательной школой Бремена, которая в настоящее время предоставляет коллективу репетиционные залы. За это сотрудничество оркестр получил Приз будущего (Zukunftsaward) в номинации «лучшая социальная инновация» (2007) и премию ECHO Classic (2012). Благодаря подобным проектам молодежь из разных образовательных учреждений, в том числе из школ неблагополучных районов, получает возможность получить новые знания о музыке.
В 2008 году Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена стал лауреатом престижной премии Deutscher Gründerpreis в специальной номинации за успешное сочетание коммерческой деятельности и творчества. В 2009 году три диска оркестра были отмечены премиями ECHO Classic, а в 2010 году за свою обширную дискографию коллектив получил «Сертификат за особые заслуги» от Немецкой ассоциации критиков звукозаписи. В том же году Пааво Ярви стал лауреатом премии ECHO Classic в номинации «Дирижер года» за запись произведений Бетховена.
Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена ежегодно дает серию концертов в гамбургской Филармонии на Эльбе.


Вторая симфония Иоганнеса Брамса (1877) сочинялась легко и быстро. Она обманчиво проста: в конце первой части звучит тема, напоминающая венский вальс, в финале появляются эпизоды в народном духе. Но композиция динамична, лирические темы подвергаются скрупулезной разработке, техника обращения с мельчайшими мотивами напоминает о Бетховене и даже о Гайдне. В скерцо грациозная первая и стремительная, фантастическая средняя часть построены на одной и той же теме – ее образная трансформация осуществлена мастерски. В этой симфонии Брамс разгадал секрет, как ввести в самую динамичную из классических форм длинные певучие мелодии. Темы переливаются всеми оркестровыми красками, тембровый «наряд» обновляется через каждые несколько тактов – а мелодии длятся и длятся.

Четвертая симфония Иоганнеса Брамса впервые открывается «фрагментированной» темой, составленной из отдельных мотивов. Впоследствии она легла в основу песни «О смерть, как ты горька». Сигналы труб звучат как напоминание о Страшном суде, а играющие в октаву духовые отсылают к тем мимолетным эпизодам из Моцарта, в которых – «виденье гробовое, внезапный мрак…».
В пленительной второй части Брамс предстает наследником еще одного венского композитора – Шуберта. Скерцо замечательно неудержимым весельем, Брамс даже вводит в состав своего оркестра флейту пикколо – первый и единственный раз.
Финал, снабженный ремаркой «энергично и страстно», вопреки традициям написан в форме вариаций. Восемь мерных аккордов темы сменяют друг друга неотвратимо, как поступь судьбы. Впервые в этой симфонии вступают тромбоны, сообщая музыке траурный характер. Образцами для Брамса служили кумиры юности – Бетховен (особенно «32 вариации») и Бах (соло флейты в середине финала как будто целиком написано Бахом).
Анна Булычёва


Спонсор – Петер Люрссен, Lürssen Yachts

Смотри также:

Симфонии Брамса
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход